Уральский
речной флот переживает кризисные времена. В 2003 году
государственное предприятие стало частным. И практически с тех пор футов
под килем
стало меньше. Сейчас у ТОО «Флот» на ходу всего три
теплохода и два плавкрана. А когда - то
около полусотни теплоходов и барж перевозили до трёх миллионов тонн грузов
и сотни тысяч пассажиров. Моя коллега Татьяна Рудаметова выясняла, что же
привело к такому плачевному состоянию и есть ли шансы на реанимацию флота.
Сегодня
в Уральске заканчивается сезон навигации. Капитан теплохода Анатолий
Брыкин закрывает его уже в 40-ой раз. В
этом году работы больше, чем обычно.
Из-за маловодности.
Анатолий
Брыкин, капитан
теплохода «Ангара»:
Воды
мало, не хватает. Мелко стало. Перекаты, есть перекаты. Бывает застреваем,
бывает проходим. Перебиваемся.
Мелеет
русло реки. Это когда-то Чапаев на Урале утонул. Сегодня он мог бы спокойно перейти речку вброд. Работы по
очистке русла вроде проводят. Но
этого недостаточно, говорят специалисты.
Мурат
Муканов, директор РГККП «Уральское предприятие водных путей»:
В
ресурсах мы ограничены. В Советское время говорят, на Урале работало 9-10 земснарядов, которые проводили
дноуглубительные работы, а сейчас на балансе нашего предприятия только 2
земснаряда.
На
Урале 126 перекатов, ежегодно углубляют
только 10. Поэтому тем, кто за штурвалом, приходится быть внимательным вдвойне,
чтобы не посадить теплоход на мель.
Татьяна
Рудаметова, корреспондет:
А
вот грузовой техники мы здесь не увидим. Судебные исполнители из-за долгов
заставили предприятие продать почти всё за копейки, поэтому работы по добыче
песчано-гравийной смеси в этом году не
проводились.
Технику собирали долгие годы, а
потеряли в один миг. В прошлом году
продали частникам 3 крана и 5 теплоходов. А когда-то на уральских баржах
перевозили до 3 миллионов тонн грузов за период навигации. Везли практически
всё -
от зерна из районов до ракушек с Каспийского моря. А теперь
предприятию даже нечем добывать песчано-гравийную смесь.
Альбек
Жангазиев, директор ТОО «Флот»:
На
стройку у нас не хватает ПГС. Это все знают. Определённые причины. До прихода
меня и моей команды продали, или увели весь ликвидный транспорт,
в виде плавучих кранов,
для добычи с реки ПГС и других
материалов. Они ушли по той причине, так как у предприятия были
задолженности.
Куда
уплыли деньги - не знает никто. А теперь предприятие своими силами приобретает
краны из России. Скоро начнут обучать новичков. Силы понадобятся, когда объёмы
работ возрастут. По крайней мере, на это рассчитывают речники. Есть надежда на
государство. Ведь водный транспорт на дальних перевозках -
самый экономичный.
Татьяна РУДАМЕТОВА