68%
казахстанцев сократили расходы на питание, одежду и отдых в пользу покупки дорогого и местами
дефицитного бензина. Сегодня такие данные привели социологи. В Алматы обсуждали
проблему дефицита ГСМ. Аналитическая группа КИПР пригласила на круглый стол не
только чиновников, экспертов и аналитиков, но и социологов. Моя коллега Карима
Куралова, внимательно следившая за обсуждением, отмечает, что ничего нового
спикеры не сказали. Что касается возможных решений, то,
как один из вариантов - отмена налога на транспорт.
Почему
цены на нефть падают, а стоимость бензина увеличивается? Как и почему создается
дефицит топлива в нефтедобывающей стране? Круглый стол, организованный
аналитической группой «Кипр», должен был дать ответы на эти неудобные вопросы.
Но, как говорится, «Америки»
не открыли. Чиновники профильного ведомства в очередной раз сказали уже
известные вещи.
Нурбек
Амангелдыулы, главный эксперт департамента Министерства энергетики
РК:
Дефицит топлива составляет 30-40 процентов,
восполняемых за счет импорта, как из
Российской Федерации, так и других государств. Производимая
реконструкция и модернизация НПЗ позволит к 2017 году обеспечить на полную
потребность внутреннего рынка за счет собственного производства.
Эксперты тоже говорили уже ранее
сказанное. Мол, кому-то выгодно придерживать топливо. Ждут повышения цен.
Олег
Егоров, главный научный сотрудник института экономики Комитета
науки МОН РК:
Я
думаю, что возникновение в разных местах страны дефицита на топливо -
это не отсутствие топлива, это работают какие-то сдерживающие силы, которые
ожидают будущего повышения цены на литр бензина.
Дефицит
ГСМ достиг критического уровня летом-осенью этого года. Особо это почувствовали
регионы. А буквально вчера в Алматы на многих заправках бензин вновь стали
отпускать только по талонам. Образовались очереди.
Запись от 27.10.14:
На
других заправках бензина нет, 93-го и 80-го.
В «Роял Петроле» нет, в «Гелиосе», в основном, вот в этих заправках нет. А где есть - очереди. Я уже за минут десять проехал четыре заправки,
и везде - очереди,
бензина не хватает вообще. Большинство
заправок по талонам дают бензин.
Между тем некоторые экономисты
обращают внимание на неэффективное управление в отрасли. И НПЗ периодически на
ремонте, и налоговое регулирование оставляет желать лучше.
Айдар
Алибаев, экономист:
Заводы,
наши три завода, если бы они были загружены на полную мощность, они вполне
могли бы удовлетворить потребности граждан в бензине. Но на протяжении всех 20
лет независимости они находятся в состоянии ремонта. Сегодня сложилась у нас в нефтяной отрасли такая система с налогообложением, что сырую нефть
выгоднее гнать сразу за рубеж, чем перерабатывать ее в собственной стране. И у нас получается, что основная часть нефти уходит в сыром виде.
В качестве решения разработали
план мероприятий. Это - идея
специалистов Минэнерго.
Он в частности, предусматривает отмену налогообложения на транспорт, но вместе
с тем закладывается увеличение акциза на нефтепродукты. Однако воплощение этих
идей в жизнь, скорее всего, дело не одного дня. Поэтому рядовым казахстанцам
ничего не остается, как самостоятельно решать вопрос. И здесь весьма
показательны цифры, приведенные социологами. Так, 56% опрошенных уменьшили объем
потребляемого топлива. А 68% и вовсе сократили расходы на питание, одежду и
отдых, чтобы иметь возможность платить за бензин.
Карима КУРАЛОВА