Спорт Қазақстан
$444.22 €476.38 ₽4.82
×

В Алматы эксперты и аналитики обсуждали проблему дефицита ГСМ

AstanaTV
28.10.2014г. в 20:30
586
В Алматы эксперты и аналитики обсуждали проблему дефицита ГСМ

68% казахстанцев сократили расходы на питание, одежду и отдых в пользу покупки дорогого и местами дефицитного бензина. Сегодня такие данные привели социологи. В Алматы обсуждали проблему дефицита ГСМ. Аналитическая группа КИПР пригласила на круглый стол не только чиновников, экспертов и аналитиков, но и социологов. Моя коллега Карима Куралова, внимательно следившая за обсуждением, отмечает, что ничего нового спикеры не сказали. Что касается возможных решений, то, как один из вариантов - отмена налога на транспорт.

Почему цены на нефть падают, а стоимость бензина увеличивается? Как и почему создается дефицит топлива в нефтедобывающей стране? Круглый стол, организованный аналитической группой «Кипр», должен был дать ответы на эти неудобные вопросы. Но, как говорится, «Америки» не открыли. Чиновники профильного ведомства в очередной раз сказали уже известные вещи. 

Нурбек Амангелдыулы, главный эксперт департамента Министерства энергетики РК:

Дефицит топлива составляет 30-40 процентов, восполняемых за счет импорта, как из Российской Федерации, так и других государств. Производимая реконструкция и модернизация НПЗ позволит к 2017 году обеспечить на полную потребность внутреннего рынка за счет собственного производства.

Эксперты тоже говорили уже ранее сказанное. Мол, кому-то выгодно придерживать топливо. Ждут повышения цен.

Олег Егоров, главный научный сотрудник института экономики Комитета науки МОН РК:

Я думаю, что возникновение в разных местах страны дефицита на топливо - это не отсутствие топлива, это работают какие-то сдерживающие силы, которые ожидают будущего повышения цены на литр бензина.

Дефицит ГСМ достиг критического уровня летом-осенью этого года. Особо это почувствовали регионы. А буквально вчера в Алматы на многих заправках бензин вновь стали отпускать только по талонам. Образовались очереди.

Запись от 27.10.14:

На других заправках бензина нет, 93-го и 80-го. В «Роял Петроле» нет, в «Гелиосе», в основном, вот в этих заправках нет. А где есть - очереди.  Я уже за минут десять проехал четыре заправки, и везде - очереди, бензина не хватает вообще. Большинство заправок по талонам дают бензин.

Между тем некоторые экономисты обращают внимание на неэффективное управление в отрасли. И НПЗ периодически на ремонте, и налоговое регулирование оставляет желать лучше.

Айдар Алибаев, экономист:

Заводы, наши три завода, если бы они были загружены на полную мощность, они вполне могли бы удовлетворить потребности граждан в бензине. Но на протяжении всех 20 лет независимости они находятся в состоянии ремонта. Сегодня сложилась у нас в нефтяной отрасли такая система с налогообложением, что сырую нефть выгоднее гнать сразу за рубеж, чем перерабатывать ее в собственной стране. И у нас получается, что основная часть нефти уходит в сыром виде.

В качестве решения разработали план мероприятий. Это - идея специалистов Минэнерго. Он в частности, предусматривает отмену налогообложения на транспорт, но вместе с тем закладывается увеличение акциза на нефтепродукты. Однако воплощение этих идей в жизнь, скорее всего, дело не одного дня. Поэтому рядовым казахстанцам ничего не остается, как самостоятельно решать вопрос. И здесь весьма показательны цифры, приведенные социологами. Так, 56% опрошенных уменьшили объем потребляемого топлива. А 68% и вовсе сократили расходы на питание, одежду и отдых, чтобы иметь возможность платить за бензин.

Карима КУРАЛОВА