Новая экономическая политика Президента
Казахстана Нурсултана Назарбаева «Нурлы жол» привлекла внимание многих
зарубежных СМИ. Прежде всего тем, что программа дает ясный и четкий ответ на
вопрос, как выйти из создавшейся ситуации с минимальными потерями? Аналитики и
эксперты особое внимание уделили развитию транспортной инфраструктуры. На их
взгляд, я процитирую: «Благодаря новым дорогам сократится время доставки,
снизятся транспортные издержки, а в конечном результате также себестоимость и
конечная стоимость товаров». Конец цитаты. Публикации мировой прессы изучала
Анара Сюмбаева.
«Назарбаев верит в «Светлый путь». Под
таким заголовком газета «Взгляд» опубликовала статью, в которой максимально
доступно обозначила все значимые моменты новой экономической политики.
Казахстанский НЭП издание называет «своевременной реакцией на геополитические
изменения в мире». Публикация приводит данные экономики Казахстана, как одной
из самых стабильных в СНГ. Корни успеха
уходят еще в кризис 1998 года, из
которого Казахстану удалось выйти более менее безболезненно. С начала 2000-х Казахстан стал наиболее инвестиционно
привлекательным государством в содружестве, в мировом рейтинге он занял 81-е
место, для сравнения, Россия была на 95-м, напоминает первый вице-президент «Российского
клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова.
Тамара Касьянова, первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров:
Казахстану удалось значительно продвинуться в развитии собственной
экономики за счет иностранных инвесторов. В стране приняли достаточно
либеральное налоговое законодательство, по которому средняя ставка подоходного
налога составила 8,5%. В результате доля иностранных инвестиций в экономику
Казахстана была втрое выше, нежели в российской.
Информагентство «Регнум» приводит
чуть ли не полный текст Послания Президента Казахстана, особо остановившись на
поддержке социальной сферы и инфраструктуры.
Марат Шибутов, политолог:
Политический смысл простой - сохранение стратегической стабильности, когда
внутренняя политика будет колебаться в пределах установленных действующим
законодательством и не уходить в экстремизм и маргинальность, которые могут
разрушить страну. Президент также отметил, что поддержание такой стратегической
стабильности большой, но весьма недооцененный труд, о котором многие не думают.
Тем более что сейчас вопросы решения экономических проблем требуют больших
усилий. Что касается экономической части, то предложена стандартная
антикризисная программа, заключающаяся в строительстве дорожной инфраструктуры.
Инфраструктура - как панацея от
вызовов для казахстанской экономики, которую впереди ожидают не лучшие времена.
Причин тому несколько, пишет «Взгляд» - падение
цен на нефть, стагнация на основных мировых рынках - ЕС, Китая и России, а
также снижение иностранных инвестиций.
Тамара Касьянова, первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров:
Почему именно инфраструктура? Ответ прост: развитие этой системы позволяет
получить синергетический эффект, то есть даст положительный результат сразу по
нескольким направлениям. Благодаря новым дорогам сократится время доставки,
снизятся транспортные издержки, а в конечном результате также себестоимость и
конечная стоимость товаров. Товары казахстанского производства станут более
конкурентоспособными. Кроме того, в структуре национальной экономики появится
мощная статья дохода - транспортные перевозки.
«Deutsche Welle» и «Лента ру» также затронули новую
экономическую программу Казахстана. Видимо, немецкое издание никак не могло ее
проигнорировать. Особенно после интервью президента Institute for Information
and Forschung Ханс-Вернера Зинна.
Агентству «Рейтерс» он в частности заявил, что экономика Германии находится на грани
рецессии из-за ослабления экономической динамики среди ее основных торговых партнеров.
На этом фоне Казахстан, несмотря на предстоящие сложности, можно сказать,
сработал на опережение.
Анар СЮМБАЕВА