С такой же любовью мировые столицы посещают и казахстанцы. Правда, не в поисках вдохновения, а ездят за покупками, опустошая люксовые магазины Парижа и Милана. В беседе с нами некоторые закупщики признались, что искусные модницы в основном заказывают меховые изделия, дамские сумочки и туфли. Среди вип-клиенток особой популярностью пользуются знаменитые лабутены, эксклюзивные украшения и часы с бриллиантами. Цены варьируется от полутора до 12 тысяч евро. Другими словами, есть в нашей стране люди, покупающие в кризис вещи для «повседневки» за 5 миллионов тенге от популярных марок таких, как «Шанель», «Ван Клиф» и «Ролекс», говорят байеры. Но в этой истории, как выяснилось, есть и обратная сторона. Дело в том, что онлайн-торговля потихоньку вытесняет fashion-ритейлеров, работающих на рынке почти 20 лет. Продажи одежды и обуви некоторых брендов упали до 50-и процентов, закрываются бутики из-за дорогой аренды и крупные сетевики называют нынешнюю ситуацию на модном рынке «потребительским Армагеддоном». Но есть и те, кто придумывает антикризисные программы, отдавая те же вещи из Италии и Франции в кредит и в рассрочку. Ботагоз Саркулова о том, кому в кризис жить хорошо.
Любимые марки состоятельных казахстанцев - «Hermes», «Chanel», LV и «VanCleef». Что касается меховых изделий, тут предпочтение отдается соболю и шиншилле, говорят закупщики брендовых товаров, их еще называют байерами. Подобные услуги стали предоставляться совсем недавно, но уже пользуются большим спросом. Нам рассказали, что казахстанцы заказывают за рубежом меховые изделия: стоимость таких шуб 7-12 тыс.евро. Не обходятся и без аксессуаров. Ежемесячно около 10-и дамских сумочек попадает к своим хозяйкам. Половина от «Шанель». В последнее время особой популярностью пользуются кроссовки этой же марки: почти 800 евро за пару. Один байер, в среднем, в месяц реализовывает 6-10 пар этой обуви. Они уже потеснили любимые предметы прекрасной половины человечества – туфли. Также казахстанцы часто заказывают украшения и часы. Самые популярные марки - «VanCleef» и «Rolex». Ценник за украшения этой марки начинается от 1,5 тыс.евро, стоимость часов - от 9 тыс.евро. Замыкает ТОП-лист – одежда. Спрос на товары сегмента «лакшери» только растет и кризис для наших земляков не помеха, - считает байер.
Байер:
Цены у нас на
процентов семьдесят дороже, чем в Европе. Потому что у нас включена и аренда, и
заработная плата и все эти издержки. Кто привык покупать брендовые вещи,
качественные, хорошие, по доступной цене, эти клиенты и заказывают.
Между тем, серьезные трудности на рынке испытывают ритейлеры. Из-за «элементарной жадности», считают онлайн-торговцы. По данным же отраслевой ассоциации, количество магазинов, которые могут закрыться в этом году, может резко возрасти.
Василий Горевой, президент Ассоциации ритейлеров РК:
По нашим оценкам в этом году, наверное свернется порядка 30% розничных магазинов. Это касается не только ТРЦ, это касается в первую очередь стрит ретейла. И риск долгой нестабильности тенге может привести к тому, что через год мы просто получим полупустые магазины. И тут уже арендная ставка не самое критичное. Самое критичное, что будет нечего привезти и нечего продавать.
Более оптимистично на это смотрит глава деловой программы международной выставки моды «Central Asia Fashion» Милена Ершова. Мол, рынок уже достиг «дна» и хуже не будет. Есть и свои плюсы, рассуждает она. В кризис выживут сильнейшие, а потребитель получит «лучшее предложение, возможно более лояльное по цене».
Милена Ершова, руководитель деловой программы международной выставки моды «Central Asia Fashion»:
Многие ритейлеры, тот класс, который у нас сейчас образовался, они – самоучки. Некоторые вещи, конечно, не прописаны ни в каких книгах, нигде, но опыт других стран, других ритейлеров, он показателен и, конечно, на него нужно обращать внимание и, возможно, оттуда черпать ответы на какие-то свои вопросы.
За «бугром», к слову, тоже не все гладко. К примеру, Турция, с превосходно развитой текстильной промышленностью, сейчас переживает потерю российского рынка. Но здесь на проблемы смотрят иначе: ищут новые рынки сбыта, улучшают качество обслуживания.
Сельчук Гюрышык, дизайнер-предприниматель:
Я в этом бизнесе более 30 лет. В Турции конкуренция в производстве и продаже текстиля очень жесткая. То есть если твой товар не отличается качеством и не имеет своеобразного стиля, ты вылетишь из бизнеса. Заработав первый капитал, я мог бы лежать дома и доверить бизнес управленцам, но тогда, полагаю, не добился бы многого.
Джумали Айсере, предприниматель:
Хорошо работаем с Казахстаном, но им сейчас тоже не просто, ведь наши цены в долларах. Конкуренция очень большая, возле нас тысячи магазинов, торгующих аналогичным товаром. У нас действует правило «Клиент не должен уйти с пустыми руками», поэтому приход в магазин каждого клиента для нас большая удача. Всегда готовы предложить чай, кофе, пироги, мягкие кресла, телевизор, интернет. В летние периоды на улице даже устанавливаем тапчаны. Сейчас учли, что смотреть на неживые манекены не интересно, поэтому наняли моделей.
Свой вариант «удержания» клиента у предпринимателя Марины Приваловой. Один из самых дорогих магазинов Актобе неожиданно предложил клиентам услугу «товары в кредит».
Марина Привалова, предприниматель:
Да, клиент приходит, он покупает может быть не как раньше, скажем так 5-6 вещей, то есть он выбирает более обдуманно, но за счет того, что количество покупателей увеличивается, средний чек остался тем же самым. Те клиенты, которых, к сожалению, пошатнула эта ситуация экономическая, все - таки для них это более удобно получить некоторую рассрочку.
Одежду «made in Kazakhstan» рекламируют уже на самом высоком уровне, однако и это не помогает отечественным производителям занять опустевшие торговые площади. Дизайнер Салтанат Баймухамедова - «старожил» отечественной Fashion индустрии. Но мечты о казахстанском массмаркете она оставила.
Салтанат Баймухамедова, дизайнер:
Это очевидно! Это очевидно, почему мы не можем занять их места.
- Жесткая конкуренция?
- Нет условий! Нет условий для производства. Я этим занимаюсь не потому что я зарабатываю большие деньги, а потому что я люблю это. И не хочу ничем другим заниматься. Себестоимость моего товара напрямую зависит от доллара, потому что весь закуп (ткань, фурнитура, вплоть до ниток, до иголок) я все это привожу из-за рубежа. Так как в Казахстане у нас этого нет. И закупаю я все это в долларах. Поэтому чем выше курс доллара, тем, соответственно, выше у меня цены.
Кризис в сфере Fashion ритейла коснулся, прежде всего, «среднего» сегмента. Магазины же, продающие «дешевый» товар, в будущее смотрят более уверенно, - отмечают специалисты. К новым реалиям адаптируются и магазины, специализирующиеся на товарах «luxury» сегмента, о чем свидетельствуют участившиеся «black friday».
Что касается массмаркета, в октябре прошлого года 50 представителей самых популярных в Казахстане брендов устроили акцию протеста, требуя отменить привязку стоимости арендной платы к американской валюте в крупных ТРЦ. Все, чего они добились – шестимесячная заморозка на уровне 210 тенге за одного «американца». Отмечу, что в отраслевой ассоциации сейчас состоит 60 брендов. Это 300 магазинов по всей стране и около 30 тысяч сотрудников. Их дальнейшая судьба решится уже в следующем месяцев, когда будут пересматривать условия аренды.
Ботагоз Саркулова, Анара Нуртазина, Ольга
Литвина и Самат Сулей, для программы «Избранное за неделю».