Вторая
волна приватизации также заслуживает того, чтобы отнести её к ряду ключевых
событий 2014. Наибольшее количество приватизированных активов в этом году у
КТЖ, «КазМунайГаз» и «Казахстан Инжиниринг». Так, «Казахстан темир жолы»
продала французской компании «Алстом» 25 процентную долю в электровозном заводе
Астаны, который получил большой заказ на сборку локомотивов в течение 25 лет.
В
продолжении приватизации непрофильных активов планируется продать 49%
транспортного монополиста «КазТемирТранс». В целом только два иностранных
покупателя приняли участие в приватизации в этом году. Один из них приобрёл
бывший актив «КазМунайГаза» в Румынии. Ожидается, что в следующем году нефтяная
компания будет продавать вертолетный актив
«Евроазия Эйр» и «КазМорТрансфлот». Судя по планам, наиболее лакомые
кусочки Нацкомпаний будут оставлены на продажу в 2015 году.
Жанасыл
Оспанов, председатель правления АО «Информационно-учетный центр»:
Из
наиболее интересных активов железнодорожного транспорта можно было бы отметить «КазТемирТранс»
- 49% выставляется, «Евроазия Эйр» стопроцентный пакет акций это вертолетная
компания. Наиболее интересные объекты в сфере электроэнергетики - это Алатау
Жарык Компаниясы, Алматинские электрические станции. В сфере транспортировки - это
«Казтрансгаз-Аймак», «Казтрансгаз-Алматы», «Казтрансгаз-Бишкек», «Казтрансгаз-Тбилиси»,
то есть, это достаточно интересные объекты для инвесторов, в том числе, я думаю,
и для зарубежных. В сфере коммуникаций
хорошим объектом является в принципе 49% пакет акций АО «Транстелеком», который
имеет значительную долю на телекоммуникационном рынке Казахстана и является
достаточно узнаваемой компанией.
Отмечу,
в списке приватизационных объектов есть и стратегические. Как правило, это ГЭС
и ТЭЦ. В этой связи, некоторые специалисты высказывают сомнения относительно
эффективности частного управления.
Ергали
Бегимбетов, председатель правления АО «Страховая компания «Лондон-Алматы»:
Вопрос
в том, выйдут ли они в открытую конкурентную среду. Если после выкупа им будут
гарантированы те же самые госзаказы, которые имели до этого, то это не создаст
условия для повышения конкурентоспособности, потому что заказы гарантированы. У
нас в стране, к сожалению, принято считать, что госменеджмент, государственное
управление оно неэффективное, но и в частном бизнесе мы далеко не ушли. То есть
очень многие компании они до сих пор конкурентоспособны, потому что не появилось
сильных конкурентов на рынке.
Данияр СЕРИКОВ