Но с этого года ввезти автомобиль в Казахстан будет не так-то просто. Увеличиться оплата регистрации и вводится экологический стандарт. Другими словами, запрещено ввозить машины, двигатели которых ниже класса Евро-5. Как это отразится на самих автомобилях, поскольку Казахстан не производит топливо такого класса и чего ждать вторичному рынку? Об этом подробнее расскажет популярный блогер Алекс в нашей постоянной рубрике «Экономика на пальцах». Алекс добрый вечер!
Всем привет, с вами Alex и рубрика «Экономика
на пальцах». «Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения» Именно так привыкли считать большинство
казахстанцев. Однако наступивший 2016 год грозит тем, что автомобиль снова
станет роскошью. И на это есть 4 причины. Первая – увеличение с 1 января
стоимости первичной регистрации машин. Это значит, что владелец любой машины,
которая впервые завозиться в страну – будь она новая или б/у-шная – должен
будет оплатить определенную сумму. Если машина от трех лет, то есть 2013-го или
более раннего года, то сумма составит свыше миллиона тенге. А если у этого
автомобиля объем двигателя больше 3 тысяч кубиков, то и вовсе 2 миллиона.
Вторая причина – в Казахстане планируется ввести утилизационный сбор. Он будет
зависеть не от возраста машины, а от объема двигателя. До тысячи кубиков –
более 300 тысяч тенге, до 2 тысяч кубиков – почти 750 тысяч, до 3 тысяч – более
миллиона тенге. А свыше трех тысяч – почти 2,5 млн тенге. Кроме того,
утилизационным сбором будут облагаться аккумуляторы, шины, покрышки и многие
другие составные части автомобилей. Если взять за пример народно любимую Тойоту
Камри с объемом 2,5 литра, то при ввозе в Казахстан она станет дороже на 2,1
млн тенге. Половина из них – первичная регистрация, вторая половина –
утильсбор. То есть машина автоматически становится дороже на 5,5 тысяч
долларов. Третья причина, как это не удивительно - забота об экологии. В этом
году вводится запрет на ввоз автомобилей, двигатели которых ниже класса евро-5.
В принципе инициатива благая, но она, как это нередко бывает, сталкивается с
суровой действительностью. А действительность заключается в том, что наши
нефтеперерабатывающие заводы выпускают бензин класса евро-2. А что если в
машину европятого класса заливать евровторой бензин? Правильно, она будет чаще
ломаться. А запчасти у нас откуда? Правильно из-за границы. А что у нас произошло
в стране? Правильно, девальвация. То есть все запчасти стали раза в два дороже.
Ладно, ладно, не все так страшно! Есть в Казахстане хороший бензин – и евро
четвертый, и европятый! Подскажу – найти его можно на заправках, где продается
завезенное из России топливо. Однако тут тоже не все так однозначно. С одной
стороны Россия уже давно отказалась от производства бензин евро-2 и евро-3. То
есть производится там только евро-4 и евро-5. Это вроде бы гарантирует
качество. Однако ряд экспертов считают, что из России все-таки завозится АИ-80,
а потом с помощью некоторых манипуляций ему повышают октановое число до 92-го.
Ну так просто выгоднее владельцам АЗС. Хотя, повторюсь, это предположение. И
наконец четвертая причина. Вот упал наш тенге в два раза, и цены начали расти.
По идее подорожать должны только товары, которые закупаются за американскую
валюту. А то, что производится внутри страны, не должно было вырасти в цене. По
логике автомобили казахстанской сборки не должны дорожать. Однако, напомню, мы
делаем только сборку, а сами запчасти покупаются за рубежом – за те же
подорожавшие баксы. Так что рост цен на местные марки также неизбежен. И что в
итоге? В итоге, как я уже сказал, автомобиль превращается из средства
передвижения в роскошь. С вами был Alex и рубрика «Экономика на пальцах».