1 миллиард тенге должны государственные ведомства частникам за 2015 год. Цифры озвучили в Национальной палате предпринимателей, там же рассказали, что в основном эти долги висят по контрактам государственных закупок.
Олег Савеленко директор департамента правовой защиты предпринимателей НПП «Атамекен»:
Это сигнал для бизнеса, так как, когда предприниматель должен оплатить налоги в бюджет и так далее, сразу принимаются все меры для того, чтобы обеспечить исполнение суда. Когда же государственные учреждения, госорганы должны предпринимателю, у нас получается целая проблема, чтобы погасить эту задолженность перед предпринимателями.
Вот такие вот двойные стандарты. В Министерстве юстиции, правда, заявили, что уже погасили долги на 770 миллионов тенге. Между тем, в самой национальной палате предпринимателей нам сказали, сколько необходимо средств из Единого накопительного пенсионного фонда. Напомню, вопрос о выделении денег из ЕНПФ все еще не решен. Аппетит у отечественного бизнеса оказался хорошим. Как минимум 100 миллиардов тенге.
Аблай Мырзахметов, председатель правления НПП «Атамекен»:
Я бы точно не хотел бы вдаваться, совещание было,
- Сотни миллиардов или десятки?
- Нет, это конечно точно не десятки, потому что касается поддержки банковской сферы, я думаю что это от 100 миллиардов и выше.. точно.
Это мини-интервью состоялось в кулуарах заседания правительства. Совещания, о которых говорит Аблай Мырзахметов, действительно проводились не раз. Причем с привлечением и Национального банка, и министерств экономического блока, и ассоциацией финансистов. Только самих правообладетелей этих денег не спросили, т.е. у нас с вами. В ассоциации финансистов «Избранному» удалось уточнить, сколько в принципе ликвидности не хватает на отечественном финансовом рынке. Сколько же нужно денег, чтобы кредиты в тенге и физлицам, и бизнесу выдавались без проблем.
Аскар Елемесов, председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана:
Это очень хороший вопрос. Как считать? Если же мы говорим о том, чтобы поддерживать на текущем уровне наверное кредитование экономики, тогда наверное в месяц мы говорим о суммах 80, 70 -200 млрд тенге, в целом в среднем по экономике. Именно в тенге. Мы говорим в тенге, потому что у банков существуют огромные возможности кредитовать в долларах, но клиентов готовых брать в долларах, к сожалению опять-таки весьма немного. Речь идет обо всех банках абсолютно, в первую очередь конечно системообразующих: крупных и средних. Поскольку освоение очень маленькими банками этой суммы оно может затянуться, в крупных банках клиентская база больше, проектов больше.
Между тем, Глава Национального банка, которому представители фининститутов рукоплескали за поднятие базовой ставки до 17%, прокомментировал данный шаг в Шымкенте. По этой теме Данияр Акишев провел специальную пресс-конференцию.
Данияр Акишев, председатель Национального банка Казахстана:
Это значит, что Национальный банк будет предоставлять ликвидность в любых объемах банкам второго уровня по ставке близкой к 19% и изымать ликвидность у банков по ставке 15%. Основной упор мы будем делать на операции по предоставлению семидневной ликвидности, другие операции, которые будут присутствовать, это будут операции однодневного РЕПО.
Другими словами, Данияр Акишев заявил, что
проблем с тенге у казахстанских банков нет, потому что занять они могут у
Национального банка и подчеркнул в любом объеме. По прогнозам ассоциации
финансистов, несмотря на усилия финрегулятора, предстоящий год для коммерческих
банков будет не простым. Из-за цен на нефть. Хотя в начале недели отечественные
чиновники были очень оптимистичны на этот счет. Министр национальной экономики
Ерболат Досаев даже заявил, что предпосылок на переверста бюджета 2016-ый нет.
Мол, цены-то чуть подросли. Но у главы Международного валютного фонда на сей
счет иная точка зрения. В пятницу Кристин Лагард заявила, что нефтедобывающие
страны к кризису только подходят. Советы
от Лагард: тратить деньги эффективно, уменьшить затраты на масштабные проекты и
обеспечить свободную торговлю национальной валютой. По информации главы МВФ за
помощью в фонд уже обратился
Азербайджан.