Казахстан может отказаться от сотрудничества с Россией по космическому проекту «Байтерек». Об этом заявил заместитель председателя Аэрокосмического комитета Министерства по инвестициям и развитию Казахстана Мейрбек Молдабеков. Главная причина - это задержка российской стороной реализации проекта на 47 месяцев и требование увеличения стоимости финансирования почти до двух миллиардов долларов. Подробнее наши корреспонденты.
Создавая космический проект «Байтерек» в 2004 году, Казахстан хотел получить техническую независимость от России и экологически чистые ракетоносители «Ангара» вместо гептилового «Протона». Однако, спустя одиннадцать лет совместных безуспешных стараний, казахстанская сторона имеет лишь неоправданные затраты в 82 миллиона долларов и довольно размытую перспективу. Кроме того, российский космический комитет попросил увеличить капитал с 223 миллионов долларов до 2 миллиардов. При этом, как исполнитель, потребовал продлить срок реализации на 4 года. И даже в этом случае, никаких гарантий по реализации проекта «Байтерек» - нет.
Мейрбек Молдабеков, заместитель председателя Аэрокосмического комитета МИР РК:
Работы по созданию совместного предприятия производились в рамках межправительственного соглашения. Но российская сторона отказалась от условий договора, подняла вопрос об удорожании проекта с 223 миллионов долларов. Кроме того, российская сторона изъявила желание использования ракетоносителя «Ангара» на строящемся космодроме «Восточный» в России. В связи с этими двумя причинами и были остановлены работы на проекте «Байтерек».
Реализация самого российского космического проекта «Восточный», на который якобы переключился Роскосмос, находится под большим вопросом. История скандала с рабочими, которые строили космодром, облетела весь мир. Отчаявшиеся работники, не получавшие зарплату несколько месяцев, написали письмо президенту Российской Федерации. Авторы сообщили, что задолженность по зарплате строителям «Восточного» достигла более 96 миллионов рублей, это - около двух миллионов долларов. Казахстанских депутатов во всей этой истории с «Байтереком» больше всего, конечно, волнуют уже потраченные деньги. Ведь сегодня специалисты космического ведомства пришли в Комитет Сената с вопросом продления льготного периода по погашению бюджетного кредита до 2019 года. Поэтому и возникает резонный вопрос: а зачем продлевать?
Мы выделили кредит в 223 миллионов долларов. 82 миллиона уже потрачено. Совместного предприятия не будет, деньги ушли на ветер. Кто и как будет отвечать за это?
И здесь выяснилась одна деталь. Но очень значимая. Деньги Казахстану никто не вернет. В договоре образца 2004 года нет пункта по обязательствам Роскосмоса, в случае нарушения сроков работ. Упустили, - признался сегодня господин Молдабеков.
Мейрбек Молдабеков, заместитель председателя Аэрокосмического комитета:
Как заявлял Мусабаев, очень правильно, в 2004 году, когда готовился этот проект, вот этот нюанс не был учтен. Вот мы считаем, что это и есть слабая сторона этого соглашения.
Совсем недавно глава «Казкосмоса» Талгат Мусабаев тоже с парламентской трибуны заявлял о проблемах в проекте «Байтерек». Сказал прямо: «в мире вообще не понимают, что мы делаем». Имеется в виду, как можно претворять в жизнь космические проекты подобного масштаба на бюджетные деньги?
Талгат Мусабаев, председатель Аэрокосмического комитета МИР РК:
В мире, могу доложить вам, дорогие депутаты, что не было в мире прецедента и не будет, видимо прецедента, когда строят такой громадный, очень сложный технический проект на какой-то там бюджетный кредит. Это вообще, многие не понимают в мире, что мы вообще делаем. Поэтому мы, когда получим эти исходные данные, будем тогда обращаться в высшее руководство страны о вообще вопросе, будем мы его создавать или не будем.
Стоит отметить, что согласно и межгосударственному и межправительственному соглашению, проект «Байтерек» является совместным. И вклады сторон в уставной капитал должны быть равными, но, по словам Мейрбека Молдабекова, на деле вопрос финансов обстоит не лучшим образом.
Мейрбек Молдабеков, заместитель председателя Аэрокосмического комитета МИР РК:
Сейчас мы ставим вопрос о том, чтобы этот проект стал не де-юре, а де-факто - совместным. Путем того, чтобы российская сторона включила этот проект в федеральную космическую программу, он получает политическую поддержку. Во-вторых, мы предлагаем увеличить размер уставного капитала путем внесения тех затрат, которые мы произвели на этот проект в уставной капитал нашего предприятия с казахстанской стороны. Чтобы такую же сумму российская сторона, затраченных тоже ею средств на потраченную на создание космического комплекса «Байтерек», внесла в свою часть уставного капитала.
При этом зам председателя космического ведомства уточнил, что переговоры с россиянами могут быть безуспешными. И на этот случай у наших специалистов есть альтернативные варианты.
Мейрбек Молдабеков, заместитель председателя Аэрокосмического комитета:
Мы считаем, что договоренности с российской стороной могут быть безуспешными. Поэтому у нас в резерве есть и другие варианты. Если проект «Байтерек» не будет реализован с Россией, то уже в течение пяти лет Украина предлагает свои услуги в этой сфере - есть такой вариант. Если этот вариант не подойдет, то второй вариант - соглашение с Францией. Можно будет использовать их ракетоносители, есть также проект о создании авиационно-космического комплекса. Нас сдерживает только договор об аренде, заключенный с российской стороной. Если же Россия не будет идти на компромисс по проекту «Байтерек», то мы должны им сказать, что мы будем сотрудничать по проекту с другими странами.
Сегодня казахстанские эксперты вылетели в Москву на переговоры. Согласится ли Роскосмос софинансировать проект и решится ли проблема - неизвестно. По крайней мере, казахстанской стороне придется ждать ровно неделю. Второго июня вопрос о дальнейшей реализации «Байтерека» будет обсуждаться на Байконуре на уровне вице-премьеров двух стран Бакытжана Сагинтаева и Дмитрия Рогозина.
Арайлым МОНДЫБАЕВА