Высокообогащенный уран в Казахстане будет перерабатываться в низкообогащённый. Об этом стало известно во время общественных слушаний в Усть-Каменогорске. Новый проект намерены запустить на базе Ульбинского металлургического завода. Его стоимость полтора миллиарда тенге. Все затраты по перевооружению цеха финансируют США. При этом, наша страна станет единственной в мире, где будет проходить подобная переработка, - рассказали моей коллеге Ирине Якуниной.
Проект по переработке оружейного урана - секретный. Но нам удалось узнать некоторые его детали. Цель проекта, который разрабатывают специалисты Ульбинского металлургического завода, сделать этот элемент безопасным. За счет переработки почти три килограмма урана ученые ядерного центра Курчатова использовали в исследовательских и экспериментальных проектах. В высокообогащённом виде он представляет опасность, заявили специалисты в ходе сегодняшних общественных слушаний. А после разбавления природным ураном содержание изотопа снизится с 90 до 20%. И тогда его можно будет использовать в производстве топливных таблеток для реактора АЭС.
Сергей БЕЖЕЦКИЙ, ДИРЕКТОР УРАНОВОГО ПРОИЗВОДСТВА АО «УМЗ»:
В том виде, который сейчас есть, он представляет опасность, почему, потому что это высокообогащенный уран и может использоваться для изготовления ядерного оружия. Этот уран он не стоял в реакторах, он не облученный, он свежий, и в том виде, в котором он будет перевозится и передаваться он опасности не представляет, потому что для его транспортировки будут использоваться специальные транспортные урановые комплекты, которые обеспечат безопасность перемещения.
Сам проект планируют запустить в 2019 году на базе Ульбинского металлургического завода. Цикл переработки 220 дней. Все затраты по перевооружению цеха, а это 1,5 миллиарда тенге, финансируют США. Интерес американцев в нераспространении ядерного оружия, чтобы в таком виде уран не попал к террористам, - пояснили нам спикеры. Для Казахстана это возможность монетизации процесса переработки. Ведь ульбинский завод, по сути, станет единственным в мире обладателем уникальной технологии.
Сергей БЕЖЕЦКИЙ, ДИРЕКТОР УРАНОВОГО ПРОИЗВОДСТВА АО «УМЗ»:
Если такого вида материалы еще будут появляться, то изначально будут заключаться договоры на разработку, и уже на основании работы ученых будет давать согласие.
На слушаниях поднимался вопрос экологической безопасности предлагаемого проекта. Его авторы заверили, что в процессе переработки выбросы в атмосферу вредных веществ не превысят нормативы, а производственные отходы будут утилизированы на имеющемся хвостовом хранилище. Ученые учли и возможность возникновения нештатных ситуаций.
Елена СТАРУХИНА, ИНЖЕНЕР-ПРОЕКТИРОВЩИК АО «УМЗ»:
Объект 3 радиационной опасности, я говорила об экологии это да 1 класс опасности, а есть отдельно радиационная опасность это уже да 3 класс. В соответствии с нормами на объектах 3 кл. опасности при аварийной ситуации воздействие ограничивается территорией размещения объекта.
Общественник и экс-депутат Денис Данилевский считает, что отходы уранового производства необходимо хоронить на специальном полигоне в Курчатове. Радиоактивный могильник в черте города - опасное соседство.
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ:
Радиоактивный могильник в черте города, в 5-8 км от обл. акимата рядом в 100 км безбрежные просторы Семипалатинского полигона, закрытого, где в дали от людей можно спокойно захоронять радиоактивные отходы. Предприятия, которые социальную ответственность проявляют, они уже туда вывозят.
Ирина ЯКУНИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Несмотря на все вопросы из 86 человек на общественных слушаниях, против проекта проголосовало только 2 участника. После всех согласований он должен пройти государственную экспертизу в Астане, и только после будет запущен в производство.
И. ЯКУНИНА