Спорт Қазақстан
$443.85 €474.3 ₽4.8
×

«Я вынуждена буду жить в доме на окраине», - жители Туркестана недовольны компенсацией

AstanaTV
20.01.2019г. в 20:00
3587
«Я вынуждена буду жить в доме на окраине», - жители Туркестана недовольны компенсацией

Сегодня любая сделка купли-продажи, будь то приобретение машины или квартиры через ипотеку, не обходится без услуг оценщиков. Клиенты же не всегда довольны итоговой стоимостью. В частности, казахстанцы не соглашаются с суммами ущерба или имущества, как это и произошло на днях в Туркестане. После получения нового статуса городские власти решили снести частный сектор в «золотом квадрате», где построены сотни домов. местные жители жалуются на низкие компенсации и просят равноценное жилье. Ранее деятельность оценщиков курировал Минфин. Но правила поменялись с июля прошлого года. Как это отразится на качестве оценки? Об этом Анара Нуртазина. У оценки всегда две стороны. И почти всегда людей не устраивает предлагаемая сумма. Будь то за недвижимость, или земельный участок. История жителей Туркестана очередное тому подтверждение. После того, как город получил новый статус, власти решили избавиться от частного сектора напротив мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи. Это свыше ста пятидесяти домов. На их месте построят различные культурные объекты. Гульзия Ахметова уведомление о сносе двухэтажного дома получила два месяца назад. Владелице жилья предложили компенсацию. Но на предложенную сумму приобрести квартиру можно только на окраине города и без каких-либо коммуникаций, - жалуется женщина.

Гульзия АХМЕТОВА, ЖИТЕЛЬНИЦА Г.ТУРКЕСТАН:

Мне дают за мой дом 12 миллионов тенге. На эту сумму я вынуждена буду жить в доме на окраине. Я не понимаю, как они производили расчет. Нельзя же сравнивать стоимость домов на окраине и в центре города.

По словам негодующих горожан, оценщики не учли многие детали - наличие гаражей и других хозпостроек. Между тем, после обретения городом нового статуса стоимость недвижимости в «золотом квадрате» взлетела в несколько раз.

Гульбахар ХАИТОВА, ЖИТЕЛЬНИЦА Г.ТУРКЕСТАН:

156 квадратов, кирпичный дом. Нас оценили на 15 миллионов. Я равноценное жилье не нашла. Мы сказали, нам хотя бы 25 миллионов дай, мы пойдем, найдем себе другой дом. Вот кирпичные дома 25 – 30 миллионов стоят.

Анара НУРТАЗИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:

Подобные истории были и до этого, и, наверняка, будут и после. Между тем, в Министерстве финансов "Избранному" рассказали, что за последние полгода на работу оценщиков пожаловались 28 человек. Как правило, люди не соглашаются с суммами ущерба или имущества. Но контролировать таких специалистов ведомство больше не вправе.

С июля прошлого года этим занимается Палата оценщиков. Но и они могут наказать только дисциплинарно. Сегодня в Казахстане зарегистрированы 4 палаты оценщиков в Астане, Алматы и Павлодаре. Каждая из саморегулируемых организаций в своем составе имеет не менее 300 оценщиков. При этом осуществлять деятельность самостоятельно специалисты теперь не могут. А за «нахождение» в саморегулируемой организации приходится платить. «Игра» по новым правилам бьет по карману, - говорит специалист Бауыржан Бектаев. В оценочной сфере молодой человек уже восемь лет. Недавно запустил свою компанию.  

Бауыржан БЕКТАЕВ, ДИРЕКТОР ОЦЕНОЧНОЙ КОМПАНИИ:

Первый год ты вступил, членский взнос оплачиваешь. И также ежегодно. То есть, ты в одной Палате находишься 5 лет. Чтобы мы могли работать, нам нужно заплатить. Также как заплатить за аренду офиса или за электричество. То есть, уже постоянный расход какой-то.

Жалоб от клиентов не поступало, - делится Бауыржан. Результаты всегда оправдывают ожидания клиентов. А вот в столичной Палате профессиональных оценщиков «Избранному» рассказали, что с жалобами приходят многие. Но вот официально оформлять обращение не хотят. Зачастую специалисты страховых компаний даже не имеют оценочной лицензии.

Дмитрий ИЛЬЧУК, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПАЛАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЦЕНЩИКОВ Г.АСТАНА:

Страховые компании привлекают оценщиков, чтобы самим этого не делать. А оценщик считает, ни как ему предписывает законодательство оценки, а по правилам, утвержденным Нацбанком. У результатов оценки всегда есть две стороны. Одна за это, другая против этого. Кто-то всегда недоволен.

Иногда специалисты намеренно завышают либо занижают стоимость оценки, требуя за «желаемую» сумму дополнительную оплату, - говорит экономист Максат Халык.

Максат ХАЛЫК, ЭКОНОМИСТ:

Это увеличивает размер теневой экономики. Сегодня в тени по официальным данным у нас находится порядка 13 триллионов тенге. И какой-то процент, причем я думаю, немалый, из этого в тени у нас благодаря вот таким нерадивым специалистам. Нужно перевести всю отчетность в этой сфере на цифровой формат. Так, чтобы все было прозрачно.

Сами оценщики считают саморегулируемый способ организации наиболее оптимальным. В Минфине на эту модель пока смотрят с осторожностью.

Арман БЕКТУРОВА, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА МЕТОДОЛОГИИ БУХ.УЧЕТА И АУДИТА, ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МФ РК:

Саморегулирование в этих сферах нужно вводить осторожно. Апелляционный орган должен быть независимым от самой среды. Поэтому мы очень осторожно подходим к этому вопросу. Чиновники полагают, исправить ситуацию помогут экспертные советы при палатах. Они пока на стадии формирования. По мнению опрошенных командой «Избранного» экспертов, сейчас казахстанская оценка вступает в новый этап своего развития. Пока система приживется, будут и жалобы, и мошенничество.

Анара Нуртазина, Бахрамбек Талибжанов, Алина Бржанова, Марат Калдыбаев и Батыржан Беспаев.