В своих выпусках мы рассказывали о семье Кузиных из Павлодара, дети которых обучаются дома. Родители считают, такая форма образования эффективней школьной программы. К примеру, 12-летняя дочь Радомира учится в 5 классе, но не в школе, а на дому. Все свободное время девочка посещает кружки: занимается акробатикой, ходит в музыкальные и театральные секции. В управлении образования «Избранному» сообщили, что сегодня по области на дому получают знания 475 учеников. По состоянию здоровья. Семья же Кузиных единственная, которая без объективных причин отказалась отдавать ребенка в школу. В гости к семье еще раз сходил Александр Вервекин. Павлодарец Юрий Кузин – отец большой семьи из шести детей. Пять лет назад они с супругой решили не отдавать в школу старшую дочь Радомиру, посчитав, что получать знания дома лучше.
Юрий КУЗИН, ЖИТЕЛЬ Г.ПАВЛОДАР:
Школьная программа имеет консервативный характер. Она не требует от ребёнка чего-то большего, чего-то меньшего. Если ребёнок отличник, имеет какие-то данные, то его готовят к каким-то олимпиадам, чему-то ещё.
Сейчас Радомире двенадцать лет. Учится в пятом классе школы номер 42. Родители говорят, что ребёнок получает задания и регулярно сдаёт контрольные экзамены вместе с одноклассниками. Уроки делает по школьным учебникам и домашним книгам, имея массу свободного времени. Девочка занимается акробатикой, стрельбой из лука, ходит в музыкальную, художественную, техническую школы, в театральный кружок и клуб юных краеведов.
Радомира КУЗИНА:
Если бы я ходила в школу, я бы не успевала ходить на все эти кружки, в которые я хожу, а я не хочу ничего бросать из-за этого. И ещё я быстрее прохожу программу, которую в школе проходят. Например, если мне интересна стала тема по математике, я не прохожу это, как в школе, один урок, ну, или два, а прохожу столько уроков, сколько мне захочется, сразу же всё делаю.
Айнур КУЛЬТУМАНОВА, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ:
У нас семья Кузиных - это единственная семья по области, которая без объективных причин отказалась отдавать ребёнка в школу. У нас Радомира в 2014-2015 году пошла в первый класс и с января по май ей было организовано дистанционное обучение в связи с тем, что они семьёй выезжали за рубеж, проживали в Индии, затем в Непале.
Второй дочери Кузиных Верославе десять лет. Она наоборот захотела посещать школу. Родители не противились. Сейчас девочка в четвёртом классе. Пока она осваивает новую школьную программу, мама Светлана Кузина написала заявление с просьбой обеспечить дистанционное обучение уже третьей дочери Лучезаре.
Светлана КУЗИНА, ЖИТЕЛЬНИЦА Г.ПАВЛОДАР:
Я работаю по такому же принципу, что и со старшей дочкой. В первую очередь мы ориентируемся на то, что ей интересно. Вот она больше увлечена математикой, например. Она уже без труда складывает трёхзначные числа и даже умножает.
Однако, позже Кузины передумали и все же отдали дочку в первый класс. Об этом «Избранному» сообщили в Управлении образования.
Айнур КУЛЬТУМАНОВА, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ:
Она посетила занятия и ребёнку нравится, а получается, в начале учебного года мама не захотела отдавать ребёнка, поэтому с сентября она не приступила. На сегодняшний день она посещает. Радомира пришла сегодня сдавать СОРы по казахскому языку и привела Лучезару на занятия.
Школьный психолог Алма Баисова считает, что дети должны общаться со своими сверстниками и вести открытый образ жизни. Как правило, семьи вынужденно переходят на дистанционное обучение в силу различных обстоятельств.
Алма БАИСОВА, ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ:
С психологической точки зрения ребёнку нужен социум, чтобы он адаптировался, чтобы он в дальнейшем стал человеком, учился в этой общей среде, учился навыкам, воспитанию, учению, чтоб в будущем стал каким-нибудь большим человеком. Я считаю, что он должен учиться, в социуме находиться.
Между тем, школа регулярно поддерживает связь с родителями учениц. Педагоги убеждены, что отчуждение от общества в очень важный и ответственный для развития личности период может пагубно сказаться на становлении ребёнка.
Зауреш ДЖУСУПОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ №42:
С родителями мы систематически связываемся, приходим к ним, навещаем дома детей. Мама сама не раз приглашалась к нам в школу. Мы как бы стараемся убедить, что всё-таки ребёнок должен обучаться в школе.
В Павлодарской области 475 учеников общеобразовательных школ учатся на дому. В их числе 396 детей-инвалидов и 26 обучающихся временно. Из всех ребятишек региона, занимающихся дома, 235 проходят свои предметы по общеобразовательной программе, ещё 117 – по методике для детей с задержкой психического развития.
Александр ВЕРВЕКИН, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Домашнее обучение на законных основаниях существует во многих странах. Право родителей выбирать вид образования для своих детей предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека. Наиболее свободно чувствуют себя семьи в США, Канаде и Великобритании, где практически нет запретов на дистанционное образование. По казахстанским же законам, обучение на дому предусмотрено в особых случаях: в основном по состоянию здоровья.