$494.87 €520.65 ₽4.91
×

Международному аэропорту Нурсултан Назарбаев может грозить штраф за повышение тарифов на некоторые услуги - МНЭ РК

AstanaTV
08.04.2019г. в 20:30
3072
Международному аэропорту Нурсултан Назарбаев может грозить штраф за повышение тарифов на некоторые  услуги -  МНЭ РК

Международному аэропорту Нурсултан Назарбаев может грозить штраф. Об этом в интервью телеканалу «Астана» рассказали специалисты антимонопольного комитета. По их данным, административное наказание воздушная гавань может получить за повышение тарифов на обеспечение авиабезопасности и предоставление сверхнормативной стоянки. Эти услуги с начала прошлого года подорожали в два и три раза, рассказали антимонопольщики. У специалистов аэропорта по этому поводу есть свои доводы. О них в материале Меруерт Жакияновой.

Расследование антимонопольного комитета по повышению тарифов на некоторые услуги столичного аэропорта, началось еще в прошлом году. Жалобу по этому поводу подала компания Эйр Астаны. Перевозчики жаловались на повышение цен на 4 вида услуг: обеспечение взлета и посадки; авиационной безопасности; предоставление места для стоянки на аэродроме, а также сверхнормативной стоянки. При этом, если на услуги взлета и посадки расценки повысились на 30%, то на обеспечение авиабезопасности - в два раза. И почти в три раза - на сверхнормативную стоянку.

Рауан ТЛЕГЕНОВ, ГЛАВНЫЙ ЭКСПЕРТ УПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ПОРТОВ И ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ КРЕМЗКПП МНЭ РК:

Мы сейчас проводим анализ по расходам, доходам и прибыли, по себестоимости проверяемых услуг, там 4 услуги, мы их все анализируем, смотрим, динамика роста как пошла. Мы смотрим рост, по каким именно статьям пошел значительный рост затрат.

Мы отправили запрос в столичный аэропорт с просьбой прокомментировать повышение тарифов. В письменном ответе специалисты воздушной гавани пояснили, причины подорожания услуг - рост затрат на персонал, электроэнергию, ГСМ, сырье и материалы.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТВЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ:

Тарифы на услуги Аэропорта с 2003 по 2018 годы оставались неизменными, то есть более 15 лет. Это привело к полному износу основных средств, участвующих в оказании услуг, отсутствию долгосрочных инвестпрограмм, противоречию нормам ИКАО, концепцией которых является установление экономически обоснованных тарифов, долгосрочным убыткам по услугам, снижению инвестиционной и транзитной привлекательностей, невозможности для компании планировать стратегию развития.

При этом специалисты для сравнения приводят расценки других международных аэропортов.

Если в аэропорту Назарбаев взлет и посадка судна авиаперевозчикам обойдётся почти в 5 долларов, то в Алматинском аэропорту - 8 долларов, в Москве и Новосибирске - по 11,5 долларов, а в Ташкенте - почти 20 долларов. В пользу своей позиции аэропорт приводит и данные по убыткам: в 2017 году за взлет и посадку аэропорт ушел в минус на 335 млн тенге, а за обеспечение авиа безопасности потерял 658 млн тенге. За прошлый же год даже несмотря на повышение тарифов - компания потеряла более 600 млн тенге по 4 услугам.

Эксперты Международной ассоциации воздушного транспорта уверены, считать прибыль от каждой услуги отдельно - неверно. По словам заместителя регионального менеджера IATA по Центральной Азии Руслана Сарина, в аэропорту ведут две кассы: за авиационные услуги и за неавиационные. К последним относится, к примеру аренда площади под кафе или магазины.

Руслан САРИН, ЗАМЕСТИТЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖЕРА IATA ПО ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ:

Мы считаем, что на данном этапе развития гражданской авиации Казахстана это необходимо в коей-то степени менять. Потому что, если мы хотим, чтобы в Казахстан прилетало больше рейсов, и было больше пассажиров, как прилетающих, так и транзитных, необходимо создать определенные условия, при которых аэропорт будет получать коммерческую прибыль, допустим, от предоставления неавиационных видов услуг. В то же время он сможет давать скидки на авиационные виды услуг, для того чтобы авиакомпании выполняли больше рейсов сюда.

Если антимонопольщики признают, необоснованное повышение цен, аэропорту придется выплатить штраф - 5% от суммы доходов за завышенные услуги. Эту сумму в аэропорту не раскрывают. Помимо этого госорган может конфисковать сам монопольный доход. Расследование в комитете обещают завершить уже к концу апреля.

М. ЖАКИЯНОВА