Спорт Қазақстан
$441.66 €475.14 ₽4.86
×

Уральский завод «Зенит» остался практически без заказов

AstanaTV
28.04.2019г. в 20:00
2819
Уральский завод «Зенит» остался практически без заказов

Казахстан усиливает охрану морской границы. В распоряжение пограничных сил поступил новый военный корабль - «Нур-Султан». Его уже спустили на воду. В Комитете национальной безопасности сообщили, что 42-метровое судно с крупнокалиберными пулеметами будут использовать для борьбы с браконьерам в Каспийском море. Кстати, на строительство корабля ушел ровно год и он не идет в серийный выпуск: каждая модель готовится под конкретный заказ. А заказов на некогда всесоюзном заводе«Зенит» очень мало и сейчас предприятие испытывает трудности. Но уральские инженеры опровергли слухи о возможном его закрытии. Наоборот, готовы выпускать не только военные корабли, но даже оборудования для нефтегазовой отрасли. Татьяна Рудаметова о прошлом и будущем «Зенита», без которого не представляли победу во Второй мировой войне. Богдан Хомко вот уже 46 лет работает на заводе «Зенит». Проектировал минотральные вооружения, предназначенные для поиска вражеских объектов, занимался разработкой радиоэлектронной аппаратуры и участвовал в испытаниях. Раньше на режимном предприятии изделия выпускали под грифом секретности, рассказывает Хомко.

Богдан ХОМКО, РУКОВОДИТЕЛЬ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА АО «УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД» ЗЕНИТ»: 

То есть это единицы, максимум десятки. И кстати, каждое последующее изделие оно отличается от предыдущего. Потому что внедряются новые разработки, учитываются пожелания эксплуатирующих воинских частей, которые используют наши катера и корабли.   

История всесоюзного завода «Зенит» берет свое начало еще с Великой Отечественной войны, когда в 1941 году из блокадного Ленинграда в Казахстан эвакуировали целое производство. Вместе с оборудованием в Уральск приехали рабочие и специалисты. И уже через месяц фронту отправили первую партию оружия. 

Татьяна РУДАМЕТОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ: 

На заводе в годы войны выпускали снаряды, мины, торпеды. По оценкам экспертов, каждый двадцатый корабль противника был потоплен оружием с Уральского завода. До конца 1941 года фронту было направлено около 30 тысяч взрывателей, 4000 патронов и несколько тысяч приборов для авиации. 

Только торпедное оружие уральских заводчан потопило 213 кораблей противника, свыше 100 из них - боевые. Более 40 сотрудников предприятия, участвовавших в производстве торпеды - невидимки, удостоились правительственных наград. Выпуск так называемой спецпродукции продолжился и в мирные годы. Одновременно осваивалось производство товаров гражданского назначения, в том числе и оборудование для нефтегазовой отрасли. «Зенит» вырос в градообразующее предприятие, работой на котором дорожили и гордились, говорят ветераны отрасли. 

Светлана СОСНОВСКИХ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ АО «УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ЗЕНИТ»: 

За вклад в победу наш завод единственный в Казахстане был награждён боевым орденом Отечественной войны 1 степени. Трудиться на заводе - была большая честь. Всегда гордились - ты где работаешь? На заводе Ворошилова- а теперь он «Зенит».   

Даже в 90-х годах, когда страна была в глубоком кризисе, завод удержался на плаву и ни дня не простаивал. “Зенит” стал основным предприятием по оснащению Военно-морского флота Казахстана боевыми кораблями. По традиции каждый построенный корабль торжественно провожают.  В этот раз на воду спустили уже 30 по счёту корабль «Нур-Султан». Он построен по заказу пограничной службы КНБ. Корабль может развивать скорость до 60 км. в час. 42-метровое судно оснащено современным вооружением и средствами связи. Оно будет нести службу по охране границ и борьбе с браконьерами. На первый взгляд — это типовой корабль. Но разработчики утверждают, что в нем увеличено количество пушек и установлен новый пулемёт.     

-Точность стрельбы данного пулемёта не сравнима с ручным. Мы на испытаниях стреляли с него на расстоянии километра, скорость 18 узлов, дистанция курсовой угол 14- 15 градусов, из 5 выстрелов – 4 попадания. 

Заводчане готовы строить более современные судна. По себестоимости они ниже турецких или российских аналогов. При этом технические характеристики - одинаковые, рассказывает главный инженер завода Виктор Гарчев. Но проблема в том, что у предприятия уже нет заказов.  

Виктор ГАРЧЕВ, ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР АО «УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ЗЕНИТ»:  

Завод готов выпускать гораздо больше, но, к сожалению - заказов нет. Это - к большому сожалению, пользуюсь случаем – хочу, чтобы нас услышали и дали заказ на строительство корабля. Заводчане работают - рады, а потерять можно всех – если не будет заказов.   

Нужна государственная поддержка. Предприятие могло бы частично перестроиться на производство гражданского судостроения, но и здесь нужны заказы. Главное сохранить рабочие места и производство, говорит руководитель предприятия Вячеслав Валиев. 

Вячеслав ВАЛИЕВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АО «УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ЗЕНИТ»: 

Потребность есть у пограничников, у ВМС, всё зависит от возможностей государства. Потому что кораблестроение это не дешёвое производство - это дорогостоящее производство, тем не менее, это очень нужная продукция.  

Между тем, в Пограничной службе намерены обновить старые судна на современные. И в этом вопросе предпочтение отдадут отечественному производству, отмечают в КНБ.

Дархан ДИЛЬМАНОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА КНБ РК, ДИРЕКТОР ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ: 

Мы предпринимаем все попытки, возможные силы и средства, для того, чтобы решить вопрос заказ от нас есть. И не только на этот год, на постоянно есть, надеюсь мы найдём поддержку от правительства нашей страны. У нас идёт плановое переоснащение. Нам нужны более современные судна по мореходности, по другим качествам, по автономности. Порядка 10 единиц мы с удовольствием хотели бы приобрести.   

Но точных сроков в ведомстве пока не называют. В свою очередь уральский завод готов предложить заказчикам новые модели судов. К примеру, патрульный корабль с возможностью установки малого вертолета. С помощью этих комплексов контролировать нарушителей смогут не только на суше и воде, но и с воздуха.  

Татьяна РУДАМЕТОВА