«Распад принципов свободной торговли - отличная возможность для таких стран, как Казахстан, дивер-сифицировать свою экономику». Такое мнение в кулуарах Астанинского экономического форума телеканалу «Астана» выразил экономист, лауреат высоких наград - Эрик Райнерт. Что касается текущих реалий, то некоторые эксперты полагают, что Казахстану будет сложно переходить к умной экономике в контексте сырьевой зависимости. С именитыми спикерами АЭФ беседовала Меруерт Жакиянова.
Меруерт ЖАКИЯНОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
В завершающий день Астанинского Экономического форума спикеры, делегаты и журналисты курсировали между залами заметно быстрее. Похоже, все пытались успеть на как можно большее количество панельных сессий. Тем более что темы - от нефтегаза и зеленого роста до индустрии 4.0 и искусственного интеллекта - очень интересные, но… Не всегда реализируемые в Казахстане.
На дискуссии, посвященной Artificial Intelligence, казахстанская сторона была представлена только специалистом «Astana Hub» с иностранным именем, который после краткого отчета по Казахстану из дискуссии выпал. Между тем, развитие искусственного интеллекта вызвало оживленные споры у участников панели. Лауреат Нобелевской премии по экономике американец Пол Ромер, к примеру, считает, что новые технологии придут в массы через «пару десятилетий». И это тревожно, прежде всего, для людей предпенсионного возраста и специалистов без опыта. Поэтому нужные навыки необходимо формировать как можно раньше, посоветовал Нобелевский лауреат.
Пол РОМЕР, ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЭКОНОМИКЕ:
Мы сейчас должны задуматься над тем, что может вложить в общий прогресс каждый человек, как использовать человеческие таланты? Рабочие места не закончатся, роботы никогда полностью не заменят людей, но люди с более продвинутыми навыками будут зарабатывать больше, будут более конкурентоспособными.
А вот спецпредставитель Владимира Путина по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, не путать с пресс-секретарем российского президента, напротив, считает, что об этом говорить еще рано. Здесь, видимо, сказывается технологическая разница двух полюсов: если в США уже переходят к запрету «умной» технологии Face ID или распознавания лица из-за боязни тотальной слежки со стороны полиции, то в Казахстане Face ID появилась не так давно, с выпуском 10-й модели iPhone. Развитие же искусственного интеллекта без сбора качественных Больших Данных не будет, считает Дмитрий Песков. Поэтому еще одна дискуссия на полях АЭФ на тему «Индустрия 4.0 и конкурентоспобность Казахстана» немного преждевременна.
Дмитрий ПЕСКОВ, СПЕЦ.ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПО ВОПРОСАМ ЦИФРОВОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
Казахстан выступает потребителем готовых западных технологий, в первую очередь немецких, а не создателем собственных технологий. Вы от этого прибыль получаете или только экономию? Если вы разработали собственный продукт, если это ваша компания, если она контролирует данные, которые там собираются, то вы можете на этом зарабатывать, а если вы данные не контролируете, стандарт не ваш, решение вы купили готовое за границей, еще заплатили консультанту, еще маржей делитесь, то в чем прибыль-то? Это путь, который не позволяет Казахстану уйти от сырьевой зависимости.
В этом году опытом на площадке АЭФ делились, пожалуй, самые авторитетные экономисты. В их числе - автор книги «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными» профессор Эрик Райнерт. Мы не упустили случая узнать, чем грозит Казахстану обострение торговых конфликтов в мире?
Эрик РАЙНЕРТ, ЭКОНОМИСТ, ПРОФЕССОР, ОСНОВАТЕЛЬ «THE OTHER CANON FOUNDATION»:
Это результат распада свободной торговли, который время от времени случается. И это отличная возможность. Когда рушится режим свободной торговли, у периферийных государств появляется возможность наверстать. Моя страна Норвегия начала индустриализацию, когда свободная торговля рухнула в 1948 году, и сейчас мы богатая страна. Поэтому это хорошая возможность диверсифицировать экономику.
Меруерт ЖАКИЯНОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Профессор экономики Гарварда, главный экономист МВФ Кеннет Рогофф на полях форума отметил, что при наличии природных ресурсов диверсифицировать экономику трудно. Правда, Казахстан не единственная страна с такой ситуацией, немного смягчил свой вывод эксперт. Но самого положения дел это не меняет: экономика Казахстана по-прежнему зависит от сырья. Точнее «черного золота», стоимость которого напрямую влияет на состояние экономики.
М. ЖАКИЯНОВА