Спорт Қазақстан
$446.49 €475.38 ₽4.79
×

В 2018 году авиаперевозки могут сократиться из-за высоких цен на билеты, - экономист

AstanaTV
22.10.2017г. в 20:00
1910
 В 2018 году авиаперевозки могут сократиться из-за высоких цен на билеты, - экономист

Дорожают в стране не только лекарства, но и авиабилеты. С начала года тарифы на перелеты выросли уже на 14%. Но, несмотря на заоблачные цены, казахстанцы стали чаще летать на самолетах. Спросом пользуются как внутренние, так и международные рейсы. За это время отечественные авиакомпании перевезли уже свыше 5,5 млн. человек. Год еще не завершен, а некоторые туркомпании уже перевыполнили свой план по продажам путевок. Самыми популярными направлениями среди казахстанцев остаются жаркие страны. Аналитики, с которыми мы беседовали, считают, что спрос на перелеты возник после того, как на казахстанский рынок зашли авиакомпании из Европы и Китая. Иностранные перевозчики предлагают дешевые билеты. Но, отраслевые эксперты называют нынешний рост временным явлением. С учетом острого дефицита керосина, ситуация может поменяться в любой момент. Так, в турАссоциации прогнозируют дальнейший рост цен на билеты, поскольку многие авиакомпании уже не могут работать в убыток из-за дорого топлива. 

Из-за плотного рабочего графика жителю Алматы Александру Шмыгалеву приходится часто летать. Вести корпоративы мужчину приглашают со всех регионов. Рассказывает, что в последнее время выросли цены на авиабилеты. Недавний перелет обошелся молодому человеку на десять тысяч дороже, нежели раньше. Но другого выхода нет, - говорит Александр. Поезд или авто отнимает много времени.

Александр Шмыгалев,  житель г. Алматы:

Есть города, в которые на самолете можно долететь, скажем, часа за полтора, а ехать туда, ну, сутки. То есть, это очень долго. Поэтому авиатранспорт экономит просто время. На 5 – на 10 тысяч дороже. Но со временем это уже, конечно, ощутимая разница на самом деле. Но летать все равно приходится. Потому что работа есть работа.

Рост цен на авиатарифы почувствовали на себе и сотрудники аэропорта Петропавловска. По словам руководителя Марата Хасенова, сейчас по некоторым направлениям воздушная гавань заполнена лишь наполовину.

Марат Хасенов,  директор АО «Международный аэропорт г. Петропавловск»:

Если мы говорим о Шымкентском направлении, то есть, сообщением «Петропавловск – Шымкент», в летний период оно было загружено на 98 – 97%, сейчас на 50% загружены будут воздушные суда. Если мы говорим о направлении «Астана – Петропавловск», то менее 50%. Цена немного завышена. Но цены устанавливают авиакомпании.

Заоблачными цены на авиабилеты называют и жители Усть-Каменогорска. По долгу службы житель города Виталий Коханов совершает частые командировки. Говорит, особенно завышены сегодня цены на международные полеты. Добраться до Москвы на отечественном перевозчике обойдется в 122 тысячи тенге, - рассказывает Виталий. Услуги же российских авиалиний обходятся в разы дешевле.

Виталий Коханов,  житель г. Усть – Каменогорск:

Конечно, хочется, чтобы билеты были более доступные по цене. Могу сказать, я летаю часто и тот уровень комфорта и сервиса, что предлагают «Эйр Астана», она на высшем уровне, на уровне 1-х международных компаний, но с билетами, конечно, было бы приятнее, если бы были дешевле.

Александр Былкин, старший консультант «VYGON Consulting»:

В Казахстан пришли несколько новых зарубежных авиакомпаний – польская, венгерская, китайская, в частности, которые открыли ряд международных направлений по привлекательным для населения ценам и перелеты.

По данным проекта по мониторингу экономики страны, за девять месяцев этого года тарифы на авиаперелёты в Казахстане выросли на 14 процентов. Но, несмотря на высокие цены, казахстанцы на самолетах стали летать чаще, - уверяют специалисты туристских услуг. Год еще не закончился, а в этой туристской компании Алматы уже перевыполнили план по продаже туров.

Диана Янбулатова,  старший менеджер туристской компании «Travel Bank»:

Мы ощущаем всплеск. На прошлый год по статистике по нашей компании мы продали около 1000 туров, это семьи, это по одиночке, это группы. В этом году уже по статистике до сентября мы уже оформили около 1400 туров. То есть, уже готовимся к тому, что к концу года, возможно, оформим практически в 2 раза.

Наиболее популярны сегодня среди казахстанцев такие направления пляжного туризма, как Египет, Эмираты и ГОА, - говорит председатель Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова. Кроме того всплеск интереса наблюдается и к лечебно – оздоровительным турам, а также турам выходного дня.

Рашида Шайкенова, председатель Казахстанской туристской ассоциации:

Восточная Европа, это Венгрия, это Словакия, это Словения, сегодня в общем – то пользуются популярностью, Прибалтика естественно, сегодня Украина тоже является предметом интереса для наших потребителей.

По данным аналитиков, за девять месяцев текущего года казахстанские авиакомпании перевезли порядка пяти с половиной миллионов человек. Это на 22 процента или на один миллион человек больше, чем было перевезено за аналогичный период прошлого года. На фоне роста активности пассажироперевозок воздушным транспортом доходы казахстанских авиакомпаний превысили две сотни миллиарда тенге. Это на 25 процентов  больше суммы выручки за перевозку пассажиров за аналогичный период прошлого года.

По мнению экспертов, увеличению пассажирских авиаперевозок способствовали два грандиозных международных мероприятия. Это выставка ЭКСПО и прошедшая в Алматы в начале года зимняя Универсиада. 

Дмитрий Астровский, директор ТОО «Ист Вест»:

И это в хорошем смысле надругалось над нашей статистикой ежегодной. И думаю, что вообще текущий год по продажам и по передвижение, перемещению людей нельзя сравнивать ни с каким другим, как до, так и после.

Временным рост пассажирских авиаперевозок называет и экономист Меруерт Махмутова. По мнению эксперта, в следующем году ситуация на авиарынке может измениться. Снижение же пассажиропотока будет результатом роста авиацен,- говорит экономист.

Меруерт Махмутова, экономист:

У нас же еще авиакеросин он полностью импортируется. Это тоже ненормально. Это ставит под угрозу существование самих авиаперевозок, работу авиакомпаний и вообще наши возможности переезжать, используя авиасообщения.

Рашида Шайкенова, председатель Казахстанской туристской ассоциации:

И если наши авиакомпании покупают по завышенной, увеличивающейся стоимости авиатопливо, то рассчитывать на то, что авиакомпания буде продавать ниже себестоимости билеты мы тоже не можем. Да, цены растут и в том числе на авиабилеты.

Сегодня в Казахстане по-прежнему не хватает авиакеросина. По этой причине регулярное авиасообщение все еще находится под угрозой, - отмечают отраслевые эксперты. По мнению опрошенных командой «Избранного» экономистов, проблема частично может решиться после завершения  модернизации Шымкентского и Павлодарского НПЗ. Но, собственно, новостью это назвать сложно. Поскольку такая аргументация звучит уже не первый год из уст чиновников профильного ведомства. Ситуация же с топливом периодически обостряется в пИковые периоды. Что же касается стоимости авиабилетов, то они идут только в рост. Обратного процесса в истории Независимого Казахстана еще не было.

Анара Нуртазина, Ирина Якунина, Айгерим Кусаинова, Данияр Сериков, Евгений Мутыль и Руслан Ли, специально для программы «Избранное за неделю».