В Правительстве отчитались о хорошей урожайности: в этом году собрано свыше 20-и млн тонн зерна. Но чиновники опять не учли сезонную проблему. В этом году экспортеры вновь столкнулись с «транспортным коллапсом». В казахстанских и российских портах образовался серьезный трафик из-за медленной отгрузки. Элеваторы не успевают принимать зерно, поскольку страны-соседи по Каспийскому морю не спешат подгонять свои судна. На границе с Китаем ситуация еще хуже: вот уже почти 2 месяца простаивают 50 вагонов. Поднебесная не разрешает ввоз товаров, игнорируя все договоренности. А тем временем, аграрии на местах терпят огромные убытки из-за нехватки зерновозов. Дело в том, что крупные компании не будут покупать у них выращенную пшеницу, если нет возможности вывозить на внешние рынки. Замкнутый круг. Но это еще полбеды. Казахстан может и вовсе потерять рынки сбыта. Россия намерена субсидировать железнодорожные поставки своего зерна в страны Центральной Азии. Эксперты уже назвали это тревожным сигналом для нашей экономики. Анна Рахманова разбиралась в теме.
Именно в этой лаборатории определяют качество зерна. В этом году, как показали исследования, большая часть собранной пшеницы - высокого качества. То есть, все параметры в норме -хорошая клейковина, низкая влажность. Казалось бы, есть все, чтобы выгодно продать выращенный хлеб. Но и в этот раз страна столкнулась с проблемой логистики, что серьезно повлияло на сбыт продукции.
Один из крупных экспортеров страны – компания «Северное зерно» -занимается поставками зерновых и масличных культур 16 лет. Проблемы с транспортировкой продукции, говорит зернотрейдер, возникают каждой осенью. В этом году экспортеры вновь столкнулись с «транспортным коллапсом».
Евгений Карабанов, учредитель группы компаний "Северное Зерно":
Отчитываются о хорошей урожайности, об окончании уборки, но пока никто не видит проблему с транспортировкой зерна, о том, что это зерно нужно продавать потому что, я уже сказал, есть обязательства у товаропроизводителей и они должны их, эти обязательства погашать. А торговые компании трейдеры не будут покупать зерно, если не будет возможности его вывезти. Сейчас начинается нарастание этой проблемы.
Причина задержки – в низкой оборачиваемости подвижного состава, говорят в железнодорожных компаниях. Вагоны просто вынуждены простаивать в портах и других государствах. Из-за несвоевременной проверки, оформления, отгрузки и загрузки зерна.
Гани Есенбаев, заместитель директора по логистике АО»КТЖ-Грузовые перевозки»:
Данные вагоны у нас уходят в основном у нас или через Актау-порт морем, либо на Афганистан, Среднюю Азию. И оборот вагонов, эти вагоны должны выгрузиться, своевременно вернуться. К сожалению, по причинам, не зависящим от перевозчика, «КТЖ-Грузовые перевозки», вагоны простаивают на их территории, и из-за этого создается дефицит.
Многие костанайские станции в сезон отгрузки зерна перешли на круглосуточный режим работы, рассказали в компании «КТЖ-Грузовые перезвозки». Кроме этого, начальники тех станций, где есть элеваторы, прошли дополнительное обучение и получили вторую профессию – приемо-сдатчик и составитель, для того, чтобы не было простоев с зерновозами.
ГРАФИКА
АО «Астык Транс» обеспечивает
- 90% жд перевозки зерна
- 50% экспортные перевозки
Потребность в зерновозах в 4 квартале 2017 года – 9000 вагонов.
Парк АО «Астық Транс» - 5200 вагонов,
У ЗАО «Русагротранс» привлекается 500 вагонов.
90 % всех железнодорожных перевозок зерна, а также половину всего объема экспортных перевозок обеспечивает компания «Астык Транс». По информации акционерного общества, для перевозки урожая необходимо 9 тысяч специализированных вагонов. В наличии у «Астық Транса» 5тысяч 200 зерновозов. Привлекается также и парк российского акционера компании «Русагротранс» - до 500 вагонов.
В этом году весь парк зерновозов российских компаний задействован соседями, сообщили в «Астык транс». Причиной стал рекордный урожай в России. В результате вагоны на элеваторах простаивают до 2-х недель. Ждут погрузки по 50-100 вагонов на одной станции.
Сергей Мосолкин, первый Вице-президент АО «Астык-Транс»:
Грузоотправители в начале сезона стремятся отгрузить на экспорт максимальное количество зерна, часто используя зерновозы как «груз на колесах», не думая о планировании погрузочных мощностей, подвижного железнодорожного состава, портовых мощностей. Имеют место массовые случаи заявок на вагоны в количестве, которое элеватор будет грузить до 15 дней, также не редки примеры «задвоения» заявок на вагоны на один и тот же груз или на один и тот же день погрузки
По информации компании, наибольший трафик на направлениях в Узбекистан ,Таджикистан, а также в порту Актау и в российских портах Азовско-Черноморского бассейна. Простой вагонов возник и на казахстанско-китайской границе, сообщили в обществе.
Сергей Мосолкин, первый Вице-президент АО «Астык-Транс»:
В августе Общество отгрузило насыпью зерно в направлении Китайской Народной Республики, однако, до настоящего времени свыше 30 зерновозов простаивает на пограничном переходе Алтынколь – Хоргос уже порядка 50 дней. Несмотря на имеющиеся договоренности, Китай не разрешает принимать товар по карантинным нормам.
Что касается задержки в порту Актау, то проблема была в сентябре. сообщили в телефонном разговоре команде Избранного в Актауском морском северном терминале. Сейчас простой уже ликвидировали.
Ануар Распаев, заместитель генерального директора по коммерческой работе ТОО «Актауский морской северный терминал» :
Был затор у нас, но был затор по вине ,это получается, иранских импортеров, которые у нас покупают зерно. Они обязаны в срок предоставлять график подачи подходов судна, но они этого не сделали, потому что в этом году на сентябрь месяц, получается, флота не было и сейчас эта проблема как-то более-менее выравнивается.
ГРАФИКА
Сбор зерна 2017 года -21,2 млн. тонн зерна
Пшеница - 16,1 млн. тонн
Внутреннее потребление в Казахстане - 7-8 млн. тонн
Экспорт зерна – 9 млн. тонн
По данным Минсельхоза, урожай зерновых этого года- свыше 21 миллиона тонн , из которых более 16 миллинов тонн -пшеница. Ежегодное внутреннее потребление в стране - порядка 7-8 млн. тонн. По прогнозам ведомства, не менее 9 млн. тонн зерна должно уйти на экспорт.
Только Костанайская область ежегодно экспортирует свыше 1 миллиона тонн зерна. В этом году, по информации управления сельского хозяйства, несмотря на проблемы с логистикой, планируется отправить за границу аналогичный объем.
Нурсултан Кабделов, главный специалист управления сельского хозяйства акимата Костанайской области:
В
этом году экспортировано более 750 тысяч тонн зерна, до конца года планируется
около 400-500 тысяч тонн экспортировать. Если брать в среднем за 3-4 года он составляет
900 тысяч- 1 миллион.
Серьезную конкуренцию казахстанским зерновикам в
этом году составят россияне. Традиционные рынки сбыта казахстанской продукции –
страны Центральной Азии - могут «отобрать» аграрии из соседнего
государства. Российское правительство планирует субсидировать часть
логистических затрат на экспорт сельскохозяйственной продукции. По мнению
казахстанских отраслевых экспертов, этот шаг соседей должен быть своего
рода сигналом к действию отечественных ведомств и создания карты зерновой
отрасли страны.
Виктор Асланов, руководитель
исследовательского бюро, обозреватель рынка зерна:
Нужно рассмотреть
возможность сотрудничества с российскими железными дорогами. Лен, твердая пшеница, они востребованы прежде
всего в Европе и основной рынок сбыта это Европа. Вот чтобы доехать до этой
Европы мы понимаем, что в южных портах вариантов нет, протолкнуться туда
невозможно, но у России есть еще северные порты. Это порты Балтии, это порты
близкие к Санкт-Петербургу, то есть порты на Балтийском море.
По мнению Виктора Асланова, необходимо изучить возможность удешевления провоза к сибирским портам, которые не очень загружены. Кроме этого, отраслевой эксперт предлагает задуматься о субсидиях на транспортировку и пересмотреть стандартизацию, которая во многом сохранилась с советских времен.
К примеру, в Европе по твердой пшенице критический показатель - индекс глютена. В Казахстане же этот параметр пока никак не оценивается. Нужно осваивать и рынок Китая, считает обозреватель, привлекать покупателей из Поднебесной и досконально изучать их требования к экспортерам.
Анна Рахманова, Габиден Жокушев, Данияр Сериков, Айгерим
Кусаинова, Евгений Мутыль специально для программы Избранное за неделю