Ушедшая неделю запомнилась трагическими событиями и в центре внимания вновь гражданская авиация. Во вторник в Алматинской области потерпел крушение АН-28. Эти страшные кадры с места происшествия облетели всю страну. Следствие пытается понять, почему исправный самолет разбился спустя всего 12 минут после взлета, а экипаж до последнего не подавал сигнал SOS. Пролить свет на ситуацию поможет запись последних минут внутри кабины. Правда, найденные «черные ящики» настолько повреждены, что восстановить их в Казахстане невозможно. Поэтому самописец отправили в Москву для расшифровки. Это уже четвертая крупная катастрофа за последние 3 месяца. Бывалые авиаторы, с которыми мы встречались говорят, что гражданская авиация сейчас находится в бедственном положении. Очень старый авиапарк и никакого контроля. Отсюда и многочисленные ЧП в воздухе. К тому же, в стране уже и не осталось опытных пилотов. Только за 2 года, по данным КГА, страну покинули 100 летчиков. За бугром платят в разы больше. Не будем забывать, что на кону человеческие жизни. Если ситуацию не исправить, катастрофа АН-28, унесшая жизни 5-х человек, может стать далеко не последней, уверены эксперты. Анара Нуртазина продолжит.
В рабочем кабинете акушера - гинеколога Талгата Патсаева с момента трагедии ничего не изменилось. Своего хозяина здесь по-прежнему ждут сменные вещи, в углу сиротливо ютятся медицинские тапочки, а на столе лежат карты пациентов. Коллеги погибшего вспоминают: ничто не предвещало беды. Врач вышел из кабинета за полчаса до трагедии. По возвращению из Шымкента запланировал не один десяток дел. Но осуществить их он не успел.
Динара Мирзахметова, директор НЦАГиП:
Вчера мы с Талгатом Анапиевичем долго беседовали, наверное, около часа. Обсуждали общие планы на будущее. У него, как у ученого, было очень много новаторских идей, задумок. Мы хотели осуществить все это, он хотел.
В научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии Талгат Патсаев проработал почти 20 лет. За это время из молодого аспиранта он вырос до профессора. За его спиной тысячи спасенных детских жизней. В последние дни Патсаев наблюдал 30 пациенток со всей республики с самыми сложными патологиями.
Али Кожахметов, заведующий отделением реанимации НЦАГИП:
Про таких людей говорят, светя другим, сгораю сам. Наши ребята сгорели в прямом смысле. Вечная память. У него была прекрасная семья. Семья, конечно, осталась, а нашего друга с ними больше нет. Он любил эту жизнь, которую он отдал ради жизни других.
Во вторник он вместе с врачом – реаниматологом Жанибеком Артыкбаевым вылетел на очередной вызов. В Шымкенте после шестых родов в тяжелом состоянии находилась роженица. Сейчас медики продолжают бороться за жизнь женщины. Она подключена к аппарату искусственной вентиляции легких. Врачи говорят, что по-прежнему нуждаются в помощи своих опытных коллег.
Вячеслав Цай, заведующий отделением реанимации областной клинической больницы г. Шымкент:
Мы вызвали санавиацию. Для того, чтобы помочь работе и все. Я очень сожалею, что так получилось. Во-первых, неприятный момент в том, что этих врачей вызвали мы, и получилось, что мы, как бы мы еще причастны к судьбе, трагической судьбе этих врачей.
Самолет санавиации потерпел крушение вот в этом месте. Село Междуреченск в Алматинской области. Воздушное судно вылетело из мегаполиса в 18:35 и уже через 12 минут пропало с радаров. Как позже пояснят в авиакомпании «East Wing», которой и принадлежит разбившийся самолет, перед падением о нештатной ситуации на борту экипаж не сообщал. АН-28 находился в исправности. Однако версию отказа двигателя глава авиакомпании все же не исключает
Виталий Масалитин, президент авиакомпании «EAST WING»:
Все возможно. Но дополнительно ситуацию с его снижением усугубило на пути движения наличие этой линии электропередач. И вот о чем действительно можно предполагать, если бы этого препятствия не было, можно было бы предполагать успешную посадку. Но что-то сломалось, что-то отлетело. Но не взорвался бы самолет. А в данном случае он крылом задел столб, крыло подломилось, топливо вылилось, и вот уже земля. Его развернуло, и он беспорядочно упал.
Самолет «Ан-28» предназначен для воздушных перевозок на короткие расстояния личного состава или грузов общей массой до двух тысяч килограмм. Как пояснили в авиакомпании, сегодня на балансе «East Wing» значится два судна этой марки. Приобретены они были в начале этого года.
После катастрофы всплыла информация и о ее темном прошлом авиакомпании. В апреле этого «East Wing» засветилась в коррупционном скандале, как раз–таки связанном с республиканским центром санавиации. Заместителя генерального директора Мадияра Шалгимбаева поймали с поличным при получении двух миллионов тенге. В антикоррупционной службе тогда сообщили, что чиновник организовал преступную схему: помогал частным авиакомпаниям заключать договоры на предоставление услуг по перевозке пациентов. А те, в свою очередь, отдавали ему 10 процентов от госзаказа.
Эта схема могла присутствовать и в случае с крушением «Ан-28», - говорит общественный деятель Марианна Гурина.
Марианна Гурина, общественный деятель:
Естественно, за этим заказом стояли деньги, чья-то оплата, прибыль этой компании, оплата летчикам. Я думаю, что может быть, закрыв глаза на все, могли сесть на неисправный самолет или могли принять в штат людей, которые не имеют достаточно часов. Конечно, это будет дело комиссии. Но так как эти проблемы идут одна за другой, мы сталкиваемся и сталкиваемся с тем, что это становится какой-то нормой.
Авиация Казахстана сейчас находится в бедственном положении, - сетует ветеран Дмитрий Душимов. В Советское время страна занимала ведущие позиции по развитию гражданской авиации. Сейчас же ситуация изменилась в корне,- говорит специалист.
По словам авиатора, за последние полтора месяца в стране произошло шесть авиакатастроф. В них погибли свыше десятка казахстанцев. Предпоследний случай наделал много шума. В августе этого года во время выполнения учебно-тренировочного задания упал самолет «Технам-2002». Погибли пилот-инструктор и курсант. Воздушное судно принадлежало Академии гражданской авиации.
Участившиеся инциденты с экстренными посадками – это результат работы Комитета гражданской авиации, - уверяет эксперт. Считает, что ведомство не выполняет свои обязанности должным образом.
Дмитрий
Душимов, ветеран авиации:
Оттого, что у нас нет государственного управления, у нас все наши беды. Надо
немедленно восстановить государственное управление, потому что нынешнее вот
такое аморфное состояние нашего руководства бесполезно. Финансовых возможностей
больших сейчас ни у кого нет. И поэтому самые умные указания откладываются, их
исполнение до лучших времен. Когда деньги появятся. А это безопасность полетов.
Еще одной причиной участившихся ЧП в небе эксперты отмечают систему подготовки авиаперсонала. В стране нет специализированного университета, который бы выпускал авиаинженеров и техников, - говорит Душимов. Из Академии же гражданской авиации сегодня выходят только пилоты. Но они свои маневры отрабатывают на печально-известных самолетах марки «Технам».
Дмитрий Душимов, ветеран авиации:
Надо уйти от слова - Академия гражданской авиации и на ее базе создать Университет гражданской авиации. Вот, скажем, там готовят летчиков. Это правильно, специалистов по летной эксплуатации. Дальше факультет инженерно-авиационный. Нам ведь нужны много инженеров, техников разной специальности. Их – то не готовим мы. О летчиках еще говорим, а об этом даже не говорим. Должен быть факультет повышения квалификации.
В поисках лучшего будущего казахстанские летчики массово покидают страну. По словам заместителя главы Комитета гражданской авиации Тоты Амировой, за последние два года из Казахстана уехало свыше ста отечественных пилотов. Их заменили иностранцы.
Тоты Амирова, заместитель председателя Комитета гражданской авиации МИР РК:
Специалист легче уедет за границу за хорошие деньги. Сто пилотов уже выехали. У нас сейчас привлекаются специалисты Украины, Белорусии и Киргизии.
Граждане последней страны, к слову, находились и на борту рухнувшего самолета «Ан-28». Командир воздушного судна Геннадий Цой и авиатехник Бейшебек Акматбаев. Транспортировку их тел на родину авиакомпания взяла на себя. Кроме того, родные погибших получили компенсацию в размере миллиона тенге. В последний путь проводили и погибших медиков. Казахстанцы, ушедшим соотечественникам посвящают стихи, полные скорби и печали.
Раушан Буркитбаева Нукенова, однокурсница Ж. Артыкбаева:
Осенний вечер теплый и погожий
Не предвещал нам слякотной погоды, Как тень печали печать наложена,
Друзья мои становятся дороже. Уход их ранен.
Он спешил на роды.
Черный ящик разбившегося самолета направят на экспертизу в межгосударственный авиационный комитет стран СНГ в Москве. Бортовой регистратор подгорел и в Казахстане его восстановить невозможно. Отраслевые же эксперты считают, что безопасность полетов должен контролировать отдельный орган. Поэтому предлагают создать министерство гражданской авиации. Иначе, по их словам, повторных крушении и без того старых самолетов, не избежать.
Анара Нуртазина, Бахрамбек Талибжанов, Ерлан Сисенов, Марат Калдыбаев и Серик Таласов, специально для программы «Избранное за неделю».