В Павлодаре подорожал уголь. Перевозчики говорят о повышении цены сухого топлива примерно на четверть. Отпускная стоимость в Павлодаре превысила одиннадцать тысяч тенге за одну тонну. Прежде она была на уровне девяти тысяч. С двух основных оптовых баз города уголь раскупают в первой половине дня. Дефицит угля отмечается и в других регионах страны. Ситуацию сегодня прокомментировали в минэнерго, объяснив высокие цены - многоуровневной структурой посредников. О ситуации с твёрдым топливом, расскажут наши корреспонденты. Сейчас на связи Павлодар. Александр, здравствуйте, как комментируют этот вопрос местные власти?
Александр Вервекин, корреспондент:
К сожалению, акимат Павлодарской области ситуацию с углём никак не комментирует. Зато частные перевозчики рассказали, что ещё летом тонна угля на павлодарских оптовых базах стоила около девяти тысяч тенге. Ныне же цена за топливо доходит до 11 с половиной тысяч тенге. Частники прогнозируют дальнейшее подорожание.
Виктор Луговой, перевозчик:
По опыту могу сказать, что еще будет подорожание. По опыту, я просто в том году помню, что так же по осени цена поднялась, а потом еще поднялась. Незначительно, там на 500 тенге. Но поднялась, так что еще будет подорожание.
Александр Вервекин, корреспондент:
Как рассказывают транспортники, сейчас на оптовые точки продажи в Павлодар приходит мало вагонов. Поэтому розничные реализаторы, закупающие там топливо, не могут выполнить все заказы.
Если говорить о качестве угля, то семейский с месторождения Каражыра стоит на одну или полторы тысячи тенге дороже Майкубинского. О ситуации в Шымкенте расскажет мой коллега Бахрамбек Талибжанов.
Бахрамбек Талибжанов, корреспондент:
Да, Александр. В Шымкенте нехватка самого ходового шубаркульского угля. На него сейчас просто огромный спрос, и это несмотря на подорожание. В октябре его цена выросла на полторы тысячи тенге. На шымкентских торговых базах настоящий ажиотаж. Покупатели, приехавшие из разных районов области, выстраиваются в очередь, чтобы успеть запастись твердым топливом.
Еркебулан Елемесов, житель Сузакского района ЮКО:
Нехватка идет. Я уже 3 дня здесь. До сих пор нет угля. Тонна угля здесь стоит 16 тысяч тенге. С доставкой в аул цена на него вырастет.
Толганай Шораева жительница г. Шымкент:
Уже целую неделю приезжаем сюда в поисках угля. Людей здесь постоянно много. Уезжаем отсюда мы ни с чем.
Как поясняют специалисты, причина нехватки угля связаны с ограничением поставок шубаркульского твердого топлива в южный регион.
Курмангали Салыбеков, старший менеджер угольной базы:
В неделю один раз 4 вагона привозят. Это шубаркульский уголь. Другой уголь люди не хотят брать. Они привыкли к шубаркульскому. Но, чтобы его поставлять к нам, в больших объемах не хватает вагонов, поэтому нам ограничивают поставки.
В местном же филиале компании «Қазақстан Темір Жолы» сведения о нехватке вагонов опровергают. По данным специалистов, поставки твердого топлива в регион осуществляются согласно принятым заявкам.
Бакытбай Касымбеков, зам. директора по логистике Шымкентского отделения АО «КТЖ-грузовые перевозки»:
Сколько у нас запрашивают вагонов столько мы и выделяем. Ежедневно Шубарколь отгружает 500 вагонов угля. Мы эти 500 вагонов им выделили. Больше 500 вагонов они не в силах отгрузить. Наша компания не может диктовать им: «Ты этим столько отправь, а этим столько». Уголь отгружают по всему Казахстану и даже на экспорт.
Бахрамбек Талибжанов, корреспондент:
В этом году потребность Южного Казахстана в угле составляет почти 282 тысячи тонн. На сегодня перевезено 243 тысяч тонн твердого топлива. Какова ситуация в столице, расскажет моя коллега Катерина Брынюк.
Катерина Брынюк, корреспондент:
Да, Бахрамбек, для астанчан в этом году уголь тоже стал дефицитным. Топливо у фирм-реализаторов есть, но в основном это не самые популярные в народе сорта. Стоимость тонны доходит до 16 тысяч тенге.
Асылхан Курамжанов, зам. директора угольной фирмы:
Богатырский у нас 7 тысяч, Майкуба - 9500, И Шубаркуль - 13500. Но в наличии сейчас только Богатырский. Заказали уголь, но пока вагонов не было.
В Министерстве энергетики сегодня рассказали: в целом по стране в этом году населению поставили 8 миллионов тонн, что почти на четверть больше, чем в прошлом году. И в данный момент склады, например, в Караганде заполнены. Однако перед отопительным сезоном угледобывающие компании опять не получили вовремя вагоны под погрузку топлива. Также в ведомстве отметили, что потребителям приходится платить тройную цену из-за армии посредников.
«…Схема поставок угля от недропользователей до коммунально-бытовых потребителей показывает многоуровневую посредническую структуру, включающую в себя мероприятия по реализации оптовыми поставщиками, не имеющими материально-технической базы (складов хранения, железнодорожных подъездных путей), и осуществляющими перепродажу угля другим оптово-розничным реализаторам в различных регионах республики. (Пресс-служба Министерства энергетики РК)
Выход из угольного тупика в Минэнерго видят в том, чтобы Министерство по инвестициям и развитию и «КТЖ» своевременно обеспечивали подвижной состав для доставки угля. Министерству же национальной экономики рекомендовано контролировать деятельность товарных бирж, через которые в основном и реализуется уголь населению.
Катерина Брынюк, Александр Вервекин, Бахрамбек Талибжанов