В Казахстане в октябре ожидается дефицит бензина - такой прогноз на площадке СЦК дали специалисты «Казмунайгаза». Топливо 92-ой марки может подорожать почти на 10 тенге - до 157 тенге за литр. Впрочем, ценники на АЗС по всему Казахстану начали ползти вверх ещё в минувшие выходные. И это уже не первый факт поднятия цен на ГСМ с начала лета. О обстановке в регионах и причинах топливного коллапса наши корреспонденты.
Анна Рахманова, корреспондент:
Цены на ГСМ начали расти с середины сентября. Однако резкий скачок на самую ходовую марку бензина в Костанае произошел в последний день месяца. Стоимость литра 92-го на многих АЗС поднялась сразу на 8 тенге. До 155. Прежний ценник в 147 тенге держится только в одной сети заправочных станций. Автовладельцы, конечно, ощущают такую разницу. Особенно осенью и зимой, когда расход топлива увеличивается в разы.
Тяжело переносить это все, постоянно все дорожает и дорожает, спадов вообще никаких нет по ценам. Где-то тысяч на 20 я заправляюсь, в месяц трачу только на бензин.
За последние несколько месяцев это уже третье удорожание бензина. Рост цен начался с начала лета. Только в сентябре ценники на 92-й и дизтопливо менялись дважды. Причиной владельцы АЗС называют повышение закупочных цен. По крайней мере, так они пояснили сотрудникам антимонопольного ведомства. В департаменте по этим фактам проводят проверку.
Бауржан Оспанов, начальник отдела департамента КРЕМ и защите конкуренции Костанайской области:
Разбираемся с двумя случаями, в сентябре 10-11, которое было повышение, и последние повышения с 22 по 30 сентября происходило, сейчас будем выяснять причины, были ли объективные факторы, которые могли послужить основанием для поднятия цены или нет. В отдельных случаях предприятия объяснили это тем, что приобретают бензин российского производства.
Анна Рахманова, корреспондент:
Рост цен на бензин сейчас самая обсуждаемая тема в соцсетях и мессенджерах. Одни автовладельцы высказывают предположения о дальнейшем росте цен на ГСМ, другие задумываются об оснащении своих автомобилей газовыми установками. Тему продолжит Бахрамбек Талибжанов. Коллега, Вам слово.
Бахрамбек Талибжанов, корреспондент:
Да, Анна, в Шымкенте тоже цены на ходовое топливо внезапно поползли вверх. На мелких и средних автозаправочных станциях наблюдается повышение стоимости бензина в среднем на 3-4 тенге. А, вот на крупных АЗС, АИ-92 подорожал на 5-6 тенге.
Такое положение дел, эксперты вновь связывают с нехваткой необходимого объема горючего в регионе. По данным ассоциации «Жанар Жагармай», владельцы заправок сейчас вынуждены продавать остатки бензина по завышенным ставкам, чтобы не уйти в минус. Специалисты опасаются того, что казахстанское топливо начнут вывозить контрабандой в соседние страны, что может привести к острому дефициту ходового горючего. К слову, ассоциация снова выступает с инициативой, в срочном порядке взять распределение объемов топлива под госконтроль.
Кайыпбек Камбаров, председатель ОЮЛ ассоциация «Жанар Жагармай»:
Чтобы эти объемы, например, не уходили в Россию. Так, как там цены выше, чем у нас. Я считаю, вот это именно государству надо взять в свои руки, именно объемы поставки - регулирование объемов поставки нефтепродуктов.
Бахрамбек Талибжанов, корреспондент:
Если ситуация с нехваткой топлива не изменится, то эксперты прогнозируют повторный скачок цен. Бензин в среднем может подорожать на 5-7 тенге, полагают специалисты. Я же передаю слово своей коллеге в Уральске Татьяне Рудаметовой.
Татьяна Рудаметова, корреспондент:
Спасибо,
Бахрамбек. В Уральске подорожал не только бензин, но и дизтопливо. Стоимость
бензина марки АИ-92 поднялась до 153 тенге - солярки до 170 тенге.
При этом местные антимонопольщики не
исключают, что причиной повышения цен на топливо может быть сговор. Сейчас в
специализированном административном суде рассматриваются дела по таким фактам в
отношении 4 реализаторов ГСМ. И вот в эти дни вновь проводится проверка рынков
и если факты совершения антиконкурентных согласованных действий будут доказаны -
предпринимателям грозит штраф.
Мурат Оспанов, руководитель департамента КРЕМ и защите конкуренции МНЭ РК:
Назначено проведение анализов товарных рынков. Департаментом будет приниматься вопрос о проведении соответствующего расследования нарушения антимонопольного законодательства и соответственно принятие мер антимонопольного реагирования. Направляются соответствующие письма в адрес розничных поставщиков ГСМ о недопущении нарушений норм антимонопольного законодательства.
Татьяна Рудаметова, корреспондент:
По словам специалистов, сейчас заправки города на 70-80% пополняют российские оптовики, которые и повышают цену. Что же касается солярки, то её удорожание - сезонное и связано с уборочной страдой. Отмечу, ежемесячная потребность бензина марки АИ-92 в Уральске и области составляет 26-28 тысяч тонн. Специалисты намерены следить за ситуацией.
Катерина Брынюк, корреспондент:
Спасибо, Татьяна. В Астане сегодня специалисты «Казмунайгаза» уже констатируют неизбежный дефицит бензина в октябре и его подорожание. Топливо 92-ой марки может подскочить до 157 тенге за литр. Причины, по словам специалистов, в необходимости импортировать горючее из России, которое дорожает из-за повышения курса доллара.
Нуркен Мурзагалиев, заместитель генерального директора по операционному управлению ТОО «Қазмұнайгаз өнімдері»:
В октябре планируется из плановых 45 тысяч тонн, 15 тысяч тонн взять у АНПЗ, остальные 30 тысяч тонн плюс еще 10 тысяч будет импортироваться с РФ. Зависимость от РФ - более 50%. Продукт реализуется по талонам в тех регионах, где мы не успеваем обеспечить.
В Министерстве энергетики Казахстана сообщили, что дефицит топлива в стране начался из-за резко увеличившегося спроса.
Асет Магауов, вице-министр энергетики РК:
Но вместе с тем пошел разрыв цены между оптовым рынком РФ и ОР Казахстана. На рынке РФ шел активный рост цены, и с 1 июня цена АИ-92 на границе с РФ с Казахстаном увеличилась с 517 до 555 долларов за тонну. То есть на 7 процентов. Вместе с тем произошла корректировка курса тенге по отношению к доллару.
В
Минэнерго пообещали, что в ноябре пойдет существенный рост собственного производства
и, соответственно, снизятся импортные поставки на треть - до 30-40 тысяч тонн в
месяц, что поможет стабилизировать ситуацию на отечественном рынке ГСМ.
Катерина БРЫНЮК