Спорт Қазақстан
$444.22 €476.38 ₽4.82
×

Эффективна ли методика преподавания казахского языка?

AstanaTV
01.10.2017г. в 20:00
1910
Эффективна ли методика преподавания казахского языка?

За последние 6 лет на развитие казахского языка в стране потратили около 23-х млрд. тенге. И в этом году, если верить официальным данным, доля казахстанцев, знающих государственный язык приблизилось к 90 процентам. Но в реальности картина другая. Некоторые ученики, изучающие казахский язык на протяжении 11-и лет, после школы уже не используют его в разговорной речи. Оказалось, что методика не та. В Министерстве образования «Избранному» сообщили о слабом владении казахским языком молодежью. Теперь меняют учебники: отходят от переводов, все будут сводить к активному общению. Учить любой язык никогда не поздно. Главное - желание. Так, вице-спикер Мажилиса Владимир Божко, которого мы записали в рамках следующего материала, посещает курсы казахского 3 раза в неделю. Считает, что сегодня владение государственным языком открывает, как социальные, так и карьерные возможности. Репортаж Надежды Палинка.

Оттачивать произношение и навыки разговорной речи этим школьникам еще только предстоит. За их плечами восьмилетний опыт изучения государственного языка. Но свободно выражать свои мысли многие ребята пока не могут. Очевидно, что выполнение грамматических и практических заданий на уроке – это, лишь часть пути к знанию казахского.

Алия Садвакасова, учитель казахского языка:

Должны понимаете все работать в одной части: и родители, должны поддерживать, не говорить: почему у ребенка 3? Они должны прийти и сказать, какая помощь нужна, мы вместе решим эту проблему.

Проблемы действительно есть. Это признают и в профильном министерстве. По данным чиновников, изучая 11 лет казахский язык, в последующем  выпускники не используют его в разговорной речи. Но, это как говорится, ошибки прошлого. Как выяснилось, все эти годы детей учили по неправильной методике.

Министерство образования и науки РК:

На сегодняшний день основные слова за 11 лет повторяются 1-2-3 раза, в  связи с чем уровень методики преподавания очень низок. Это нам всем известно. Чтобы изменить существующее положение, Министерством проведена работа в течение нескольких месяцев. В общем, новая методика, построенная на нескольких базовых принципах, готова.

С этого года в Минобразования пошли на кардинальные меры и поменяли подход в составлении учебного материала. Теперь  никаких переводов текстов и механической зубрежки. Основной акцент на общении.

Владимир Божко, заместитель Председателя Мажилиса Парламента РК:

Это серьезные проколы и просчеты в методологии преподавания языков, а сейчас министр как раз и заставляет, господа, давайте уйдем от грамматики. Я очень сожалению у меня сын с красным дипломом все, что можно кончил, выучил английский в совершенстве. Но почему он не выучил казахский? Я все время задавал этот вопрос.

У вице-спикера мажилиса к госязыку отношение особенное. Его Владимир Божко активно изучает. Уроки казахского  посещает 3 раза в неделю. И возраст  не помеха. Главное – мотивация.

Владимир Божко, заместитель Председателя Мажилиса Парламента РК:

Для меня, по крайней мере, интересно, я стараюсь вести на казахском, и заседания, некоторые прав часы. Я не считаю, что мне поздно учить казахский язык. Я хочу сказать, то, что сейчас мы пришли к такому периоду, когда казахский язык становится социальным и служебным лифтом. Эта задача будет все равно решаться. И, что самое неблагодарное вскакивать на подножку последнего вагона, когда он уходит.

В этом году, по итогам аттестации в русских школах экзамен по предмету «Казахский язык» сдали на «отлично» 44 %  выпускников, 29% - на «хорошо».  Но это не ценки разговорной речи.  Чтобы узнать точную цифру владения населением госязыком мы обратились в два министерства - образования и науки и культуры и спорта. Последние нам предоставили довольно оптимистичные цифры. Так согласно данным доля выпускников школ, владеющих казахским на уровне В1(это выше среднего) составляет 70%.

Расул Жумалы, политолог:

Наверное, 70% это слишком натянутая цифра, поскольку родители школьников говорят, что 7-8 лет ребята изучают в школах казахский язык. По выпуску владение оставляет желать лучшего, очень низкое. 00:07:06. Для пожилых людей поезд, наверное, ушел с этой точки зрения, но ставить перед своими детьми вопрос, то, что надо знать.  Это вопрос не только школы, государства, но и родителей.

Согласно целевым индикаторам главной языковой программы страны – к 2020 году заговорить на казахском должны 100% населения. В документе также указано, что оценивать уровень знаний будет система "Казтест" на базе национального Центра тестирования. Организация подведомственна МОНу. Парадоксально, но министерство не не смогло предоставить ни одной цифры по таким исследованиям. В распоряжении нашей редакции появились только данные соцопроса. В нем участвовали 6 тысяч человек.

Так, в прошлом году доля казахстанцев, знающих госязык, составила - 82,3%. Сегодня в стране функционирует 8834 детских сада. Из них 64,6 % детей воспитываются на казахском языке, 16,4 % - на русском. Растет число казхскоязычных школ. В них обучается около 70 % от всех школьников. Для сравнения в 90-ых  эта цифра составляла всего 30 %. Что, касается документооборота, то, в первом полугодии  2017 его доля составила  - 90,9%. ЗКТ. Эксперты признают, в целом успехи в освоение госязыка заметны. Правда,  по-прежнему не хватает разъяснительной работы со стороны государства, со стороны общества - сознания.

Ерден Кажыбек, директор Института языкознания им. А. Байтурсынова:

Сейчас правительство поднимает вопрос чтобы все дошкольные учреждения функционировали на казахском языке. Это прежде всего защита прав граждан не титульной нации. Им труднее выучить казахский. 00:06:41. Вот мы по-русски говорим хорошо, не потому что хорошо преподавали, а просто потому что была потребность. Без этого языка было трудно чего то достичь. Надо создать такие условия, если человек хочет получать зарплату хорошую и работу, он должен казахский язык знать в совершенстве. 

Так, что же мешает сегодня казахстанцам достичь совершенства в этом вопросе? По данным экспертов для овладения любым языком достаточно даже одного года.  В нашей стране процесс затянулся. Возможно, говорят эксперты и в силу толерантного отношения  к другим.  Но, сохранение  языкового многообразия в Казахстане, это еще одна параллельная задача  программы о развитии языков.

Расул Жумалы,  политолог:

Такой либеральный подход он привел к тому, что отдельные чиновники и госслужащие или не знают или очень плохо знают госязык. В случае с другими государствами, это сложно представить. Чтобы депутаты или министры, в той же России, или Великобритании не знали язык своей страны или общались с народом через переводчиков.

В плохом освоении государственного языка можно, сколько угодно винить систему образования, ссылаться на отсутствие среды или нехватку времени. Но, тем не менее, каждый казахстанец должен начинать с себя, как бы избито это не звучало.  Бүгінгі  таңда  қазақ тілін білу, жеке бастың табысқа жетуіне апаратын қадам -  әлеуметтік ортада болсын, кәсіби салада болсын.

Надежда Палинка, Анара Нуртазина, Тимур Еркетаев, Медет Исапанов, «Избранное за неделю»