В
Казахстане могут отменить единое национальное тестирование. Правда, только для
тех выпускников, которые планируют поступать в ВУЗы на платной основе. Те же,
кто хочет обучаться за счёт государства,
ЕНТ будут сдавать в обязательном порядке.
Об этом сегодня в рамках парламентских слушаний в Сенате заявил Министр образования
и науки Ерлан Сагадиев. Ему сегодня пришлось выслушать очередную порцию
критики. И снова по качеству, точнее содержанию
учебников. Эту тему поднял спикер
Сената - Касым-Жомарт Токаев, считающий, что при всех инновациях не стоит идти
вопреки здравому смыслу.
ЕНТ,
неудачно стартовавшая пятидневка в школах, учебник русского языка, по
содержанию которого не высказался только ленивый. Это, пожалуй, три пункта,
наиболее часто критикуемых общественностью в последние месяцы. Поэтому на
сегодняшних слушаниях в Сенате их, конечно же, не могли обойти. Глава Минобразования
сообщил, что несправедливое распределение грантов вынуждает его ведомство
пересматривать не только подходы к этому вопросу, но и в целом, к сдаче ЕНТ.
Учебных квот, а в этом году их было 38 тысяч, на всех не хватило. На общую
медицину сегодня выделяется 3000 грантов, в то время как на стоматологию всего
45. На обучение будущих педагогов - 8000 мест, а вот на экономистов только 46.
В итоге, абитуриенты, набравшие более 100 баллов, остаются за бортом, а грант
получают те, у кого всего 65.
Ерлан
Сагадиев, Министр образования и науки РК:
Конечно,
в обществе данный вопрос каждый год вызывает большой резонанс. Надо еще решить
проблемы, которые возникли в ходе распределения с «Алтын белгі».
В частности, предлагается отменить ЕНТ для всех, кто поступает в вузы на
платной основе. Этот вопрос сейчас обсуждается. То есть, предлагается оставить
ЕНТ только как систему распределения государственных грантов.
Педагогика
- по остаточному принципу или куда легче поступить. Именно так, по мнению
председателя сената Касым-Жомарта Токаева большинство абитуриентов и выбирают эту
профессию. Проходной балл намного ниже, чем на другие специальности. При таком
подходе основу преподавательского
корпуса страны составят самые слабые выпускники школ.
Касым-Жомарт
Токаев, председатель Сената Парламента РК:
Сдерживающим
фактором в развитии школьного образования остается низкий статус профессии
учителя. Уровень зарплаты работников образования держится в числе самых низких
- 66% от среднереспубликанского уровня. Правительству, исходя из экономических
реалий следует подумать, как поднять доходы учителей. Высокопрофессиональный и
мотивированный учитель - это гарантия успеха системы среднего образования.
К
этому набору прилагаются не самые качественные учебники. Токаев убежден, что в
погоне за инновациями не стоит пренебрегать здравым смыслом.
Касым-Жомарт
Токаев, председатель Сената Парламента РК:
Последний
случай с учебником русского языка вызвал широкую дискуссию в обществе. Конечно,
свое слово должна сказать экспертиза, мы не являемся специалистами в этой
области. Но хотел бы отметить, что при всех инновациях идти вопреки здравому
смыслу, по всей видимости, нет необходимости.
Министр
парирует: российские специалисты очень высоко оценили качество казахстанских
учебников. Просто недовольные будут всегда, а топтаться на месте нельзя.
Ерлан
Сагадиев, Министр образования и науки РК:
По
поводу учебника русского языка и непосредственно сказки Петрушевской. Сейчас
много очень об этом пресса говорит. Во-первых, из 5 тысяч предложений
полученных за 9 месяцев от экспертов, учителей и заинтересованных родителей не
было ни одного предложения именно по этому сказке. Потому что она находится в
учебниках русского языка с 2004 года. Всегда будут недовольные, в прошлом году
они тоже были. Но мы не можем позволить, заставить 18 миллионов человек
топтаться на месте как это, к сожалению, происходило в системе образования.
При
всем при этом сенаторы считают, что
профильному министерству необходимо в срочном порядке ликвидировать все
системные недостатки и, возможно, даже
сделать паузу в реформах. Кстати, с хронической проблемой трехсменок пока
придется смириться. Школы - переполнены. Переход же на пятидневку,
преследовавший разгрузку, напротив - прибавил нагрузки ученикам в виде
дополнительных занятий.
Т. ВААЛЬ