Ложные ПЦР-тесты выдавали две лаборатории Восточного Казахстана. Об этом заявили врачи региона. Из сотни COVID-положительных результатов, подтвердились только 19. Эти данные шокировали пациентов. Но когда республиканская комиссия начала разбираться, делегацию во главе с главным санврачом страны не пустили на порог организации. Ирина Якунина с подробностями.
Жалобы на лаборатории Усть-Каменогорска и Семея поступали еще при первой волне пандемии. Заболевшие коронавирусом ждали результатов исследований по 25-30 дней. И вот новый скандал. Положительные ПЦР-тесты, выданные этими медорганизациями, оказались отрицательными, рассказали в облздраве.
Райфа САФИОЛЛИНОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВКО:
Есть такие факты. И мы сейчас их расследуем и разбираемся в части того, что, если, например, есть положительный результат у частников, но при подтверждении он получается отрицательным.
Правозащитнику Индире Какимовой тоже пришлось пересдавать ПЦР-тест. При повторном заборе диагноз оказался не covid, а обычная ОРВИ. В итоге, женщина потратила на выяснение своего статуса 15 тысяч тенге. Беременные, пожилые люди и пациенты с хроническими заболеваниями получили в дополнение к финансовым затратам ещё и стресс.
Индира КАКИМОВА, ПРАВОЗАЩИТНИК:
Для меня это был серьезный стресс и шок. Но когда лаборатории выдают неправдивые анализы, анализ, который можно подвергать сомнению. Они к сожалению, создают стрессовую ситуацию для самих пациентов. Не все же сильные, не все же могут эмоционально справиться.
Расследованием занялись сотрудники республиканского научно-практического центра санэпидэкспертизы. Однако, комиссию столичных санврачей в частную лабораторию Усть-Каменогорска просто не пустили.
Талгат ТУНГУШБАЕВ, и.о. РУКОВОДИТЕЛЯ ДККБТУ ВКО:
Мы не могли попасть, наша комиссия не могла попасть в областной центр продукции медицины. Похоже, что это является филиалом, головное предприятие в другом месте находится. Руководство возможно, не пустило.
Правозащитники считают в данном случае, когда речь идет о жизни и здоровье людей, понятие частной территории не уместно.
Индира КАКИМОВА, ПРАВОЗАЩИТНИК:
Это частная лаборатория выиграла госсоцзаказ. Это заказ государства, поэтому они обязаны были допустить на территорию комиссию, существует закон о доступе к информации, который гласит, все что связано с пандемией, не имеет права быть засекреченным.
Сейчас сотрудники научно-практического центра проводят совместные межлабораторные исследования с ВОЗ на предмет оценки качества и квалификации частных лабораторий.
И. Якунина