Казахстанские экспортёры муки в отчаянии. Уже полтора месяца они не могут отправить свою продукцию зарубежным покупателям. Причина до обидного банальна - нет вагонов. Тем временем контракты горят, и бизнес-партнеры готовы уйти к более надежным поставщикам. Предприниматели возмущены: с таким подходом к делу из страны так и продолжат вывозить лишь сырьё, а не готовую продукцию. В причинах экспортного коллапса разбиралась Екатерина Белоусова.
Закрома Тимирязевского мукомольного комбината заполнены мукой. Заказчики из Центральной Азии ждут эту продукцию, но поставить её невозможно, - негодует руководитель Иса Аллахяров. Из-за отсутствия грузовых составов уже целый год, предприятие вынуждено вдвое сбавить мощность. Только за последний месяц в Афганистан должны были поставить 20 вагонов муки, но отправили лишь два.
ИСА АЛЛАХЯРОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ТИМИРЯЗЕВСКОГО МУКОМОЛЬНОГО КОМБИНАТА:
Сначала обещают нам 10 вагонов, а в конце концов – это было, чтобы мы просто утихли, дали 2 вагона. Я могу молчать и дальше, а что с людьми делать? Я сегодня уже готов комбинат закрыть не по моей вине и не вине сотрудников. Другого варианта нет.
Возмущены такой работой североказахстанских предприятий и зарубежные партнёры, грозятся разорвать контракты. Мукомолы же просят государство обратить внимание на их беды и создать условия для работы. Тем более, что проблеме уже не один год. Ориентир на экспорт душит местная бюрократия - говорит руководитель экспортной компании.
ИСА АЛЛАХЯРОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ТИМИРЯЗЕВСКОГО МУКОМОЛЬНОГО КОМБИНАТА:
Поднимите общий список распределения вагонов. Кому-то выдают 200-300 вагонов в месяц, кому-то 3-5. Вот где коррупция. Вопрос: почему у кого меньше мощность, получил столько вагонов?
В Казтемиртрансе же пояснили, что поставили вагоны Тимирязевскому комбинату в срок. Говорят, что предприниматель за остальные передвижные составы просто не доплатил.
Абылайхан ЖАРЛЫКПАЙ, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ И МАРКЕТИНГА АО «КАЗТЕМИРТРАНС»:
Со стороны мукомольного комбината были поданы 2 заявки на обеспечение подвижным составом из которых предварительная оплата была осуществлена только по 2 вагонам, подвижным составом было обеспечение только после 100% предоплаты.
Чтобы таких срывов в работе больше не возникало, в нацкомпании рекомендовали экспортёру заключать контракты сразу на год, а не на пару месяцев. Мол, к постоянным клиентам и отношение другое.
Е. Белоусова