К этому часу число беженцев из Мьянмы достигло 150-и тысяч человек. Мусульмане - рохинджа ищут убежище в соседнем Бангладеше. Границу удалось пересечь не всем: многие умирают в грязи, тонут в реках и становятся жертвами контрабандистов. Под предлогом борьбы с террористами бирманские власти практически легализовали вооруженные нападения и сожгли десятки деревень, вынудив людей покинуть свои дома. По официальным данным погибло свыше 400-т человек. Мировое же сообщество называет это - чисткой этнических групп, а мусульман - жертвами геноцида мьянманского режима. Но для буддистского правительства рохинджа — нелегалы с радикальными взглядами. Обрисовать объективную картину- затруднительно. в СМИ много фейковых фотографий. Но масштаб гуманитарной катастрофы огромен, говорят казахстанцы, работающие в Мьянме. Анара Сюмбаева продолжит.
Эти кадры облетели весь мир. Люди бегут от кошмара, происходящего в Мьянме. Но оценить ситуацию сейчас практически невозможно. Сюда не пускают журналистов, гуманитарные организации и представителей других государств. Единственная достоверная информация, всего за одну неделю там погибло свыше 400 человек. Все они – представители многострадального народа рохинья. Их в Мьянме около миллиона человек. Они не имеют своих земель, гражданства, не говоря уже о правах и свободе.
Мьянма - государство в Юго-Восточной Азии с населением в 55 миллионов человек. Вот эта узкая полоска земли на западе страны - штат Ракхайн. К нему сейчас приковано внимание всего мира. Он граничит с Бангладеш, куда сейчас бегут тысячи обездоленных людей после карательной операции бирманских военных.
Со слов работников соцслужб, только за последние 5-6 дней в Бангладеш прибыли около 60 тысяч представителей рохинья.
Идрис:
Они стреляют, убивают наших людей пулями. Погибло очень много человек. Наши дома сожгли, у нас нет ничего, поэтому мы пришли сюда в Бангладеш, чтобы спастись.
Азизуддин, местный лидер:
В эти дни в нашу область пришли десятки тысяч испуганных и измученных людей. Все они члены мусульманского меньшинства рохинья. Мы просто пытаемся помочь им. в первую очередь, мы их кормим, и уже потом думаем, где бы их разместить.
Поводом для зачистки штата Ракхайн стала выходка Араканской Армии спасения Рохинья. 25 августа боевики напали на полицейские посты бирманских властей. В результате «ответных» мер военных, 125 тысяч представителей рохинья вынуждены были массово бежать.
Несмотря на то, что на сравнительно небольшой территории живут 135 этносов, особые претензии у властей именно к рохинья. Их даже нет в официальном перечне этих народностей. Причины – глубоко исторические. Почти сто с лишним лет британского господства с 1824-1948 годы рохинья мигрировали в Мьянму из Индии и Бангладеш. Нужны были рабочие руки. Но уже тогда большинство коренного населения не отличалось особой приветливостью к трудовым мигрантам - мусульманам. После обретения Бирмой независимости, ее власти объявили эту миграцию - незаконной. Этого оказалось достаточно, чтобы отказаться признавать гражданство рохинья.
Жумабек Сарабеков, эксперт по внешней политике ИМЭП:
Им не предоставляются гражданские права, они не имеют гражданства, не имеют доступа к социальным услугам, к образованию. То есть правительство не проводит инклюзивную политику, которая бы интегрировала бы эту мусульманскую часть населения в общество Мьянмы. Тут есть еще и социально-экономические причины. Потому что этот штата Аракан считается одним из самых бедных в Мьянме. Факты острого, грубого нарушения прав человека, они остаются.
Генсек ООН Антониу Гутерриш призвал власти Мьянмы предоставить мусульманам в штате Ракхайн гражданство или иной правовой статус для нормальной жизни. Этот призыв поддержали и другие страны, в том числе и Казахстан.
Кайрат Абдрахманов, министр иностранных дел РК:
Мы выражаем серьезную озабоченность и обеспокоенность положением мусульманской общины в Мьянме. Наблюдаем негативную тенденцию исламофобии в этой стране. Мы призвали власти Мьянмы к активному сотрудничеству с международными структурами.
Сегодня ситуацию в Мьянме на международном уровне обсудят в Астане. Эта тема станет одной из главных на саммите Организации исламского сотрудничества, сказал глава МИД Казахстана. Что касается властей Мьянмы, то прислушиваться к призывам мирового сообщества они пока не собираются. По официальной версии, бирманские силовики противостоят террористам из «Армии Ракхайна», якобы связанные с боевиками ДАИШ. И поэтому армия готова пойти на все, чтобы зачистить этот штат от «террористических» элементов». Эту версию косвенно подтверждает нейтральная риторика лидера Мьянмы, лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи.
Аун Сан Су Чжи, государственный советник Мьянмы:
Одна из самых больших проблем связана с очень ограниченными ресурсами. Мы должны заботиться о наших гражданах, обо всех, кто находится в нашей стране, независимо от того, являются ли они нашими гражданами или нет. Конечно, наши ресурсы не такие полные, как нам хотелось бы, но мы стараемся изо всех сил.
Оценить ситуацию объективно -сложно, поскольку информация собирается по крупицам. В основном из интервью беженцев. Вот что рассказал нашей программе Алексей Юсупов, который работает в Мьянме и знает ситуацию изнутри.
Алексей Юсупов, директор фонда им. Ф.Эберта в Мьянме:
Гуманитарный кризис и катастрофа – он уже сейчас идет – вот в эти часы. И мы не знаем, какова будет дальнейшая тенденция. Кроме того, неизвестна судьба нескольких сотен тысяч людей, которые были в Ракайне и не дошли до границы. Мы не знаем что происходит. Например, директор ЮНИСЕФ опубликовал сегодня, что нам находилось 5000 детей, которые получали по программе поддержки детей с нарушением питания. У них был контакт с ооновскими сотрудниками. Поскольку ООН там больше нет, никто не знает что с ними.
В
итоге, мир имеет один из самых сложных и застарелых конфликтов. Пока люди бегут
в 168-миллионный Бангладеш. Там, в них никто не стреляет, но условия жизни
тяжелые. за последнее 10-летие в этой стране осели около 500 тысяч рохинья.
Мьянма полностью закрыла свои границы.