Цены на бензин в Казахстане уже выросли до 200 тенге за литр. В стране наблюдается настоящий топливный кризис. В отдельных регионах горючее продают по талонам. На заправках очереди. Водители жалуются, чтобы заправить машину тратят почти всю заработную плату. Ситуацией обеспокоились уже в стенах Парламента. Депутаты просят чиновников принять срочные меры и проверить поставщиков на предмет ценового сговора. О топливном кризисе, Алина Ткаличева.
Резкий рост цен на бензин дошел до Парламента. Депутаты возмущены: ходовая марка АИ-92 подорожала в некоторых регионах аж на 50 тенге. В Минэнергетики рапортуют, всему виной авария на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе. Но мажилисмены такую позицию назвали "беззубой". Любые неполадки не должны бить по кошелькам казахстанцев, считает Альберт Рау.
Альберт РАУ, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ "NUR OTAN":
После новостей о росте цен на бензин министерство энергетики распространило сообщение, что ведомство не в ответе за стоимость ГСМ. Такая, мягко говоря, странная позиция профильного ведомства свидетельствует об отсутствии у него внятной стратегии и адекватных мер реагирования.
Бизнесмены отреагировали молниеносно на рост цен. Сразу же подорожали продукты и тарифы. Казахстанцам пришлось потуже «затягивать пояса". Некоторые астанчане признаются, на горючее уходит почти 90% зарплаты. На другие нужды не остается средств.
БЛИЦ:
- Работаю охранником, зарплата – 75 тысяч. Из них 60 уходит на бензин. Представляете?
- Раньше 95-ым заправлялся, сейчас 92-ым. Подешевле.
- Те же таксисты, они сразу же поднимают цены на поездку. Это, естественно, отражается на людях.
В отдельных регионах ситуация с топливом и вовсе критическая. В Уральске уже неделю бензин продают по талонам. В городе дефицит горючего. Чтобы заправиться нужно отстоять огромную очередь.
Манарбек КУШАЛИЕВ, ЖИТЕЛЬ г. УРАЛЬСК:
Приезжаешь на заправку после работы, и там постоянно пробки, потому что в другой АЗС по талонам, а здесь нет, 5-6 машин стоит. Приходится заправлять ждать, и самое главное боишься, приедешь и нет, это же как воздух нам нужен бензин.
В местном управлении энергетики и ЖКХ придерживаются позиции Министерства. Как только Атырауский НПЗ отремонтируют о топливном кризисе можно будет забыть, уверены чиновники.
Беймбет МУСИН, ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИКИ И ЖКХ ЗКО:
На данный момент ремонт Атыраускогого НПЗ ремонт планируется закончить 24 апреля, по информации министерства энергетики. Поставщики ГСМ закупают объёмы с Шымкентского завода, но так как транспортировка, отпускная, оптовая цена выше, то и розничная цена соответственно выше, повышение идёт.
В Мажилисе же подозревают, дело не только в ремонте НПЗ. Ситуация "пахнет" ценовым сговором. Они просят правительство провести расследование. Мажилисменов поддерживают и экономисты. Сергей Смирнов считает.
5 крупных оптовых казахстанских компаний вполне могут регулировать стоимость бензина между собой. К тому же к 2025 году планируется создание единого энергетического рынка стран ЕАЭС. И цены на бензин должны уравняться с другими государствами.
Сергей СМИРНОВ, ЭКОНОМИСТ:
Понятно, что ни наши не заинтересованы в снижении цен, ни тем более россияне. Литр 92 в переводе на тенге в России стоит 250 тенге. У нас с начала года был 150, сейчас – 163. Довольно большой скачок. И дело здесь не в стоимости нефти. Когда цены на нефть падают – они забывают почему-то понизить цены на бензин.
Прогнозы экономистов неутешительны: цены, по их прогнозам, будут только расти. Причем это коснётся не только горючего.
А. Ткаличева