Казахстан не готов к трудоустройству инвалидов. Из 700 тысяч людей с ограниченными возможностями работают меньше 20%. Не помогают ни обязательные квоты, ни преференции от государства. Чтобы стимулировать социальное предпринимательство депутаты предлагают дополнительные льготы. Гранты, субсидии и частичное освобождение от налогов. Поможет ли это трудоустройству инвалидов узнавала Алина Бржанова.
Найти работу по душе и со стабильным заработком - мечта практически каждого человека. А если у тебя проблемы со здоровьем, поиск заветной вакансии может занять годы. Бахыт Катенов в прошлом астанчанин работал в пассажирских перевозках. Но из-за болезни пришлось сменить профиль. В социальной мастерской он сначала обучился швейному делу, а сейчас уже руководит небольшим цехом.
Бахыт КАТЕНОВ, СОТРУДНИК СОЦИАЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ:
Здоровому человеку тяжело найти работу, а мы люди с ограниченными возможностями, приходя сюда, нашли работу по душе. Плюс к этому, мы здесь зарабатываем. На меня смотрят не как на человека, который болеет, а мы все здесь на равных. У нас дружеское отношение и понимание. Это самое главное в коллективе.
На предприятии работают еще около 50 человек с ограниченными возможностями. Но это не мешает им достойно справляться со своими обязанностями. Они производят мебель, текстильные изделия, предметы декора. Среди заказчиков – крупнейшие гостиничные сети и международные организации. А еще все работники постоянно проходят обучение и повышение квалификации.
Эмин АСКЕРОВ, ОСНОВАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «GREENTAL»:
Мне работать с соц. категорией намного легче. Потому что мотивация у них зашкаливает. Когда ты 5 лет сидишь дома, в тебя никто не верит, ты готов оправдать все эти надежды. У нас трудятся все категории. Мы поняли, что никто не ограничен. Это все лишь в голове. Мы стараемся раздвигать эти рамки и показывать, что они могут.
Но, как и в каждом деле, здесь есть свои трудности, рассказывает Эмин. Например, многие подобные предприятия разоряются из-за неподъемной аренды. Дополнительные преференции от государства помогли бы решить этот вопрос. Сейчас в мажилисе как раз обсуждают соответствующий законопроект. Предпринимателям обещают грантовое финансирование, субсидирование кредитов, налоговые льготы и создание инфраструктуры. Главное - бизнес должен быть действительно социальным.
Екатерина СМЫШЛЯЕВА, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ ПАРТИИ «NUR OTAN»:
Предприниматель должен выполнить хотя бы одно из перечисленных условий: создать качественные рабочие места для социально-уязвимых категорий граждан в количестве не менее 50% от общего числа работников; производить товары, предназначенные для социально-уязвимых слоев населения.
И если закон примут, в стране появится единый реестр социального предпринимательства. Рассчитывать на льготы смогут только те, кто пройдет отбор. Поэтому мажилисмены считают, важен жесткий контроль. Необходимо, чтобы в состав региональных комиссий вошли и представители общественности, отмечает спикер палаты.
Нурлан НИГМАТУЛИН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК:
Лучше местных жителей никто не знает, на самом деле есть «социальная отдача» от деятельности того или иного предпринимателя, или нет. Способствует он решению социальных, культурных или экологических вопросов, или это просто одна акция, а главная цель - прибыль извлекать. Это будет своеобразный общественный контроль, который, наверное, строже и эффективнее, чем контроль государственных органов.
Ну а пока в стране больше 700 тысяч человек с ограниченными возможностями. Почти каждый третий из них трудоспособен. По факту же работой обеспечены меньше 20%. Например, в столице из 26 тысяч инвалидов, трудоустроены всего 700.
А. Бржанова