$498.34 €519.72 ₽4.85
×

Шесть тысяч казахстанских детей живут с аутизмом

AstanaTV
15.11.2021г. в 20:30
2996
Шесть тысяч казахстанских детей живут с аутизмом

Шесть тысяч казахстанских детей живут с аутизмом. Это – официальная статистика. По неофициальным данным, их в 5 раз больше. Чтобы их жизнь не отличалась от здоровых сверстников, необходимо раннее вмешательство и включение в общую среду. Поэтому инклюзию в Казахстане стали внедрять в детских садах. Пока только в пилотном режиме. Специальные кабинеты действуют в двух столичных учреждениях. И эта работа уже показала первые результаты. Яна Гладкова с подробностями.

Первые признаки аутизма у Санжара заметили в два года. Он не произносил ни слова, не реагировал на своё имя и отказывался играть со сверстниками. Неладное заметил логопед, а психотерапевт подтвердил. Разовая реабилитация не давала видимых результатов. Год назад мама мальчика узнала о пилотном проекте по внедрению инклюзии в детские сады. С радостью решила воспользоваться возможностью. И сегодня жалеет лишь об одном – что проект появился так поздно.

Динара МАМА, САНЖАРА:

Он стал играть с детьми, обращать внимание на окружающих. Он сейчас знает личную информацию, т.е. у него спросишь имя, он ответит, его возраст. В туалет он научился ходить сам. В саду кушает сам.

Сегодня аутизм в нашей стране диагностируется с трёх до семи лет. В странах ОЭСР диагноз ставят в более раннем возрасте. А это даёт гарантию ребёнку с расстройством на независимую и полную жизнь, говорят специалисты. Детский психиатр Татьяна Дегтярь назвала симптомы, на которые стоит обратить внимание родителям.

Татьяна ДЕГТЯРЬ, ДЕТСКИЙ ПСИХИАТР:

Задержка речевого развития, очень часто – откат в речи. Т.е. ребёнок где-то к году начинает говорить свои первые слова: «папа», «мама», «дай». И потом эта речь исчезает. Появляется другая, которая людям кажется странной. Он может издавать какие-то однообразные звуки, певучие звуки. Может повторять одно и то же.

За 10 лет фонд «Болашак» открыл почти полсотни кабинетов инклюзии. И если раньше они работали только в школах, то сейчас их запустили в детских садах. Пока, правда, в пилотном режиме и лишь в двух учреждениях столицы.

Жанна КАЛИЕВА, КУРАТОР ПРОЕКТА «КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ДОСТОИН ШКОЛЫ» КФ "БОЛАШАҚ":

У каждого ребенка есть педагог-ассистент, который его сопровождает и помогает ему участвовать во всех процессах. Дети раньше не умели даже находиться в группах. Помимо этого, у детей есть значительные дефициты. Они восполняются на индивидуальных занятиях.

ВОЗ бьёт тревогу: количество детей с аутизмом ежегодно увеличивается. По данным международной организации «Autism Speaks», каждый 54-ый ребёнок в мире рождается с психическим расстройством.

Я. Гладкова