Машин в дилерских центрах нет, а продажи новых авто растут. По данным портала Energyprom, в августе казахстанцы купили более 11 тысяч легковушек и кроссоверов, что больше на 25% показателей минувшего года. Автоэксперты уверены, мировой кризис в автомобилестроении - на самом деле передел сил автопроизводителей на глобальном рынке. Берик Сеилбек изучил вопрос.
Продать подержанное авто в разы дороже чем купил? Парадоксально, но такие правила действуют на казахстанском рынке уже несколько лет. В этом году удорожание иномарок - новых и с пробегом - объясняли геополитической обстановкой и нехваткой полупроводников.
Алексей АЛЕКСЕЕВ, АВТОЭКСПЕРТ:
Была ситуация в апреле, например. Я помню, цены менялись каждую неделю, и буквально по миллиону тенге на некоторые модели добавляли раз в неделю. На сегодня цены предельные, на подержанный рынок и на рынок новых автомобилей.
Казахстан запустил госпрограмму автокредитования, чтобы обновить автопарк в стране. По официальным данным почти две трети машин в стране - «старички» старше 10 лет. Но доступные займы усугубили еще одну проблема: ожидание, когда железного коня доставят в дилерский центр. Ускорить многомесячную очередь покупателю можно, но не бесплатно.
Алексей АЛЕКСЕЕВ, АВТОЭКСПЕРТ:
Покупатель приходит в салон, а там нужно ждать от полугода до четырех лет. Людям приходится давать взятки, чтобы купить место в очереди, и продвинуться быстрее, купить там автомобиль.
Снижение утильсбора вновь обратило взоры автолюбителей на покупку транспорта из дальнего зарубежья, отмечают автоэксперты. Чаще всего - из Кореи и Арабских Эмиратов. Занимаются этим, как правило, частные дилеры.
Аскарбек ГУСЕЙНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ПРОДАЖ:
Утильсбор уменьшили, и сейчас люди начали покупать автомобили. Тенденция есть такая.
Эксперт уверен, казахстанцы ощущают на себе отголоски борьбы за глобальный рынок крупных производителей авто.
Алексей АЛЕКСЕЕВ, АВТОЭКСПЕРТ:
У китайского автопрома автомобили есть в наличии, и дефицитов нет. У всех этот дефицит есть, а у них нет. Это как-то странно. При том, что чипы эти приходят, как раз из Тайваня, из Китая и так далее. Но китайцы в этот кризис очень даже продвинулись. Только за последние два года в Казахстан зашли четыре китайских бренда, и зайдёт еще парочка.
Кризис полупроводников, охвативший весь мир, по разным прогнозам, закончится в 2025 году. Но даже эту дату на фоне ситуации в мире, и проблем с логистикой называют неточной.
Б. Сеилбек