Сейчас рубрика «ЭКСПЕРТ». Мой коллега Данияр Сериков беседовал с представителем ИАТА в нашей стране Джорданом Карамалаковым. Интервью получилось объемным и весьма содержательным. Мы приведем наиболее интересные фрагменты. Большая часть вопросов касалась аэропорта Астаны, который в июне 2017-го начнет принимать гостей ЭКСПО. Джордан Карамалаков объяснил, почему столичная воздушная гавань все-таки решилась пройти аудит ISAGO, почему иностранные авиакомпании все чаще отказываются выполнять чартерные рейсы в Казахстан, и почему авиатопливо в аэропорту Астаны все еще дорогое по цене. Для сравнения привел соседний Бишкек. Спикер утверждает, что там цены «чувствительно ниже»
- Как проходит передача функций
регулирования воздушной отрасли от Комитета регулирования естественных
монополий и защите конкуренции к Комитету гражданской авиации?
Джордан Карамалаков, региональный менеджер Международной ассоциации воздушного транспорта в Казахстане:
Месяц назад мы провели первые консультации с астанинским аэропортом. В конце ноября намечается второй круг консультаций, когда уже будем смотреть на более конкретные цифры по содержанию аэропорта, по прогнозам развития пассажирского трафика и количества самолето-взлетов в Астане и таким образом будем уже приближаться к тому, чтобы авиакомпании имели представление о реальной себестоимости оказываемых услуг. Это тоже имеет значение для конкурентоспособности астанинского или другого аэропорта с точки зрения привлечения новых перевозчиков.
- Предпринимает ли усилия аэропорт Астаны для прохождения авиационного аудита?
К величайшему нашему сожалению, это требование министерства транспорта не было выполнено и в Казахстане прошли такой аудит аэропорты Караганды и Актау. Почему? Потому что они считали и продолжают считать, что таким образом их привлекательность для компаний, для клиентов повышается. Несмотря на то, что все материалы были переведены на русский язык, до сих пор никакого продвижения дальше нет. Недавно руководство астанинского аэропорта начало, объявило, что начинает подготовку к прохождению этого аудита. Мы приветствуем это. Да, действительно это третий раз, когда руководство астанинского аэропорта дает команду готовиться к аудиту.
- Сколько стоит авиатопливо в аэропорту Астаны для иностранных перевозчиков и почему «КазМунайГаз-Аэро» не допускают к их обслуживанию?
Уже
вопрос решен, что есть конкуренция по заправке топлива в аэропортах. Созданное
предприятие «КазМунайГаз-Аэро» начало свою работу очень амбициозно. В настоящий
момент у них отсутствуют возможности работать напрямую с иностранными
перевозчиками. Это безусловно ссужает конкуренцию. Но есть другие компании,
которые уже заключают договора с иностранными перевозчиками. В результате этого
у нас есть сведения, что уже цены по которым заправляются некоторые иностранные
перевозчики значительно ниже. Этот вопрос важен потому, что когда существует
такая прозрачная формула определения цены – это дает возможность перевозчикам
делать прогноз своей деятельности на длинный период и таким образом знать,
будут ли они выполнять рейсы в данный аэропорт или нет. Ни одна авиакомпания не
открывает регулярный рейс куда-то, если как минимум не имеет трехлетний эксплуатационный
план по доходам и по расходам. Должен сказать, что в аэропорту Бишкек, в
соседстве с нами, эта формула уже применяется, два года как уже применяется и
там цены на топливо чувствительно ниже, чем в Казахстане.