Спорт Қазақстан
$446.49 €475.38 ₽4.79
×

Выгодно ли топить снег?

AstanaTV
27.11.2016г. в 20:00
1914
Выгодно ли топить снег?

Если снегоплавильные станции установить скажем в черте Алматы, то только на топливе можно было экономить 16 с половиной миллионов тенге. Маршрут тех самых самосвалов до полигона и обратно сократиться как минимум вдвое. И это только за 1 снегопад. И как мы выяснили, стоимость таких установок  ниже той суммы, которую алматинский акимат вынужден был выделить из-за недельного коллапса. Вывозить или топить? Этим вопросом задался и популярный блогер Алекс в нашей постоянной рубрике «Экономика на пальцах». Алекс, добрый вечер! 

Есть у меня один друг, который жил в Новосибирске. Разболтались мы с ним месяц назад на тему погоды, снега, и он говорит: а у нас снегоплавильные станции используют. Это быстрее и выгоднее, чем вывозить снег за город.

У них в Новосибирске, понятное дело, зима чуть ли не круглый год и снега соответственно выше крыши. Вот и плавят его, не отходя от кассы. А у нас, подумал я, в южной столице в этом нет необходимости. Так я думал до прошлой недели, пока на город не обрушились снегопады. Не буду пересказывать многочисленные  шутки и КРИТИКУ  в адрес акимата Алматы, но суть сводилась к одному – снег убирают медленно. Одна из причин медленной уборки – необходимость вывозить снег за город. Это затратно и по времени и по деньгам. Поэтому многие страны используют такую вещь как снегоплавильные станции. Так как они размещаются в черте города, то, во-первых, сокращаются расходы на топливо – ведь самосвалам нужно преодолевать меньшее расстояние. Во-вторых, ускоряется сам процесс вывоза. Это уже давно поняли в России, США, Канаде, Финляндии, Японии и так далее. Для того, чтобы понять, выгодно ли плавить снег, надо сравнить стоимость плавления со стоимостью его вывоза. Остальные затраты - на сбор снега, погрузку, зарплату персонала – практически, одинаковы.

Попробуем подсчитать. В акимате Алматы заявили, что за 4 дня после начала снегопада вывезено 95 тысяч кубометров снега. Еще необходимо было вывезти 250 тысяч кубов. Суммарно получается 345 тысяч.

В один Камаз входит около 16 кубометров снега. Делим 345 тысяч на 16, получается 21 562 – это количество рейсов, которые должны совершить Камазы. В среднем, машина должна проехать 20 километров из центра города до снегоотвала. Туда-обратно получается 40 км. Умножаем на количество рейсов 21 562, получается 862 тысячи километров наматывают самосвалы. Средний расход топлива 30 литров на 100 километров. Считаем – получается 258 750 литров. Так, а сколько литр дизеля у нас стоит? Минимум 128 тенге. Значит, только на топливо расходуется 33 миллиона тенге.

Если снегоплавилки стояли бы у нас в самом городе, то протяженность маршрута для самосвалов сократилась минимум вдвое. А значит экономия только на топливе составила бы около 16,5 млн тенге. Это, подчеркну, только за один снегопад. А если их за зиму четыре, то и вовсе 66 млн. Сами снегоплавилки потребляют немного. В основном снег плавится за счет сточных канализационных вод. Единственное, что необходимо, это топливо для работы насосов. Так, а сколько стоят сами снегоплавилки? Стал искать по объявлениям. В основном российские компании. В одной из них мне сказали, что недавно в столице Беларуси Минске завершили установку стационарного снегоплавильного пункта. Он может топить до 5 тысяч кубометров в сутки. Его стоимость – около миллиона долларов, в переводе на наши деньги около 340 миллионов тенге. В принципе при экономии на топливе снегоплавильный пункт отбил бы себя за пять лет. Однако городу таких нужно минимум два, а то и три. В таком случае выгода сомнительна.

Выгода с точки зрения расходов городского акимата. Однако если посчитать трудочасы опоздавших из-за снега работников, то снегоплавилки, конечно, легко оправдывают себя. В то же время акимат Алматы нельзя обвинить в неуважении к чужому рабочему времени. Как только стало ясно, что снега выпало слишком много, аким выделил дополнительные 400 миллионов тенге на работников и дополнительную технику. А раз есть возможность вынуть из заначки такую сумму, то встает вопрос: может все-таки эту сумму эффективнее было бы потратить на снегоплавилку? А вот где точно такие станции были бы эффективны, так это в Астане. Там за прошлый год вывезли 3,4 млн кубов снега. Это два с небольшим Хан Шатыра. При таком объеме грех использовать самосвалы и жечь дорожающее топливо. На этом у меня все, до встречи.