Спорт Қазақстан
$451.03 €487.47 ₽4.94
×

Ежегодный ремонт дорог – выгодный бизнес, - юрист

AstanaTV
10.04.2016г. в 20:00
1535
Ежегодный ремонт дорог – выгодный бизнес, - юрист

Талые воды в пятницу дошли и до столицы, подтопив территорию международного аэропорта Астаны. Но рейсы в этот день принимали в штатном режиме, поскольку вода не угрожала взлетно-посадочной полосе воздушной гавани. Озеро Майбалык под столицей, откуда и пришли талые воды, службы ЧС взяли на контроль. К слову, на состояние асфальтовых покрытий влияют именно погодные условия, говорят столичные власти. По их словам, даже хваленные европейские стандарты не в силах выдержать перепад температур и дождливый сезон в Казахстане. Кстати, в этом году капитальный ремонт решили не проводить ни на одной улице Астаны, подлатают лишь некоторые. Состояние дорог на местах настолько в плачевном состоянии, что жители разных городов посвящают песни разбитым улицам и пишут петицию на имя президента. Опрошенные же командой «Избранного» специалисты полагают, что ежегодный ремонт дорог – вполне выгодный бизнес. Карима Куралова разбиралась в теме. 

Эту незатейливую песню про разбитые дороги сочинил актюбинский автолюбитель. В видеохостинге youtube буквально за пару дней ролик набрал несколько тысяч просмотров. И это неудивительно. В социальных сетях жалобы на состояние казахстанских дорог посыпались со всей страны сразу после наступления весны. Жители Костаная и вовсе написали петицию на имя президента страны. Ее авторы уверены, проезжая часть разрушается из-за несоблюдения технологий и использования некачественных материалов.

Сергей Панасюк, участник акции по сбору подписей:

Надеемся, что правительство как-то отреагирует, начнут действительно по-настоящему ремонтировать дороги.

За короткое время петиция собрала около трех тысячей подписей. Подписал ее и Сергей Кудапин. Автолюбитель признается, из-за плохих дорог терял запчасти прямо на проезжей части.

Сергей Кудапин, автолюбитель: 

Попал в яму, раньше стояли титановые диски у меня, в итоге два колеса загнул, поехал на шиномонтажку, сделал, какое-то время отъездил, опять яма.

Бой ямам пообещали дать местные власти. И в буквальном смысле залить их бетоном. Говорят, щебень и брусчатка уже не помогают. Объем дорожных работ в этом году в пять раз больше обычного, рассказали в акимате. Да и средств на ремонт дорожного полотна в этом году выделили в 10 раз больше, чем в прошлом.  Около семи миллиардов тенге.

Самат Жандильдин,  главный инспектор акима г.Костанай:

Поставлена задача привести в порядок дорожную сеть на всех направлениях дорог областного центра.

А вот в Астане следующей весной дороги опять могут превратиться в полосу препятствий. Хотя на их ремонт в этом году выделено пять миллиардов тенге. Но капитальная реконструкция полотна в этом году не запланирована ни на одной улице. Средний ремонт проведут на 23-х. 93 просто подлатают.

Кстати, в плачевном состоянии дорожного полотна столичные чиновники обвинили большое количество транспорта и…  погоду.  

Аскар Исаков, руководитель отдела строительства и ремонта Управления автомобильных дорог г. Астана:

От погодных условий много зависит. Если бы она была, как раньше, в ноябре минус 30 и до середины марта минус 30, то такого, конечно, не было бы. А от перепадов температуры покрытие все равно будет рушиться.

Между тем рядовые граждане в плохих дорогах винят не природу, а чиновников.  

Блиц:

Куда наш акимат смотрит, дороги ужасные, каждый год вот эти они ремонтируют, это миллиарды они загоняют в землю, хоронят.  Мне просто обидно за столицу.

Дороги ужасные. Ямы, такие, как будто после бомбежки, такие глубокие. Каждый год одно и то же повторяется.

Астанчанин Нурлан на дорогах, которые плохо знает, старается ездить со скоростью не более 20 километров в час. Признается, имеет горький опыт.  Нурлан, автолюбитель:

Пришлось вызывать эвакуатор и машину на станцию отгонять. Обошлось дорого.

По словам главы научно-исследовательского института Багдата Тельтаева  асфальт и бетон действительно портятся от попадания влаги и частого перехода температуры. Однако природно-климатические условия должны учитываться уже при проектировании.

Багдат Тельтаев, президент АО «Каздорнии»:

Конструкция дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием, спроектированная для юга без изменения один к одному не годится для северных условий. Там битум другой марки должен быть, составы должны изменяться соответственно.

Дороги в разных по климату регионах строят, используя разные материалы. Но есть общие правила для всех.

Сначала рабочие убирают природный слой почвы. Затем возводят насыпь из прилегающего грунта. Следом укладывают основание из песчано-гравийной смеси или обогащенной смеси с добавками каменных материалов, цемента. Причем по стандартам  - в два или даже три слоя. И только после этого возводится само дорожное покрытие – цементобетонное или асфальтобетонное.

В крупных городах дороги, конечно, портит, слишком большое количество автомобилей, на которое они не рассчитаны. Однако зачастую ямы на проезжей части - это еще и последствие экономии на материалах, и несоблюдение элементарных технических норм. На уходящей неделе не побоялся заявить об этом открыто Бердибек Сапарбаев.

Бердибек Сапарбаев, аким Актюбинской области (youtube «Рика тв»):

Это последствия того, что мы ремонтные работы, строительные работы проводим без соблюдения технологических норм. Я вообще не понимаю, как строится дорога без решения водоотвода или водослива.

Улучшают свойства покрытия специальные добавки. Так называемые полимеры снижают частоту ремонта дорог. Многие из них успешно применяются в европейских странах, однако просто перенести технологии в нашу страну невозможно, утверждают специалисты.

Дмитрий Бессонов, директор Департамента контроля качества АО НК «Казавтожол»:

Апробирована полимерная добавка казахстанского производства, которая не имеет мировых аналогов. Анализ мы делали с европейскими образцами и мы достигаем примерно таких же показателей.

В ближайшее время новое покрытие с полимерами начнут укладывать по всей стране: будет повышен срок эксплуатации, обещают специалисты. Правда, опрошенные командой «Избранного» эксперты полагают, что подобные разработки могут не прижиться, потому что ежегодный ремонт дорог просто кому-то выгоден.

Сергей Уткин, юрист:

Ощущение ровно такое, что это делается специально. Скорее всего, это прямая выгода. Век чиновника очень короткий, они это прекрасно понимают. Его назначили на год или два, и вот за это время он должен сильнее набить свои карманы, такая психология складывается. И поэтому каждый год ремонт дорог, это определенный доход в карман.

Юрист со стажем Сергей Уткин советует автолюбителям перестать самим оплачивать поломку машин из-за ям на дорогах. Ведь несколько сотен оплаченных исков коммунальным службам могут обойтись дороже, чем качественно проведенный ремонт. А значит, могут сподвигнуть власти тщательнее следить за порядком на дорогах.

Карима Куралова, Анна Рахманова, Ришат Кожабек, Еркебулан Кенжегулов специально для программы «Избранное за неделю»