$496.41 €542.77 ₽6.05
×

2017-ый год будет тяжелым для авторынка, - эксперт

AstanaTV
04.09.2016г. в 20:00
1509
2017-ый год будет тяжелым для авторынка,  - эксперт

Казахстанские автосалоны продолжают терять своих клиентов. За прошлый месяц количество реальных покупателей еле достигло  3,5 тысяч  человек. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса в июле продажи машин внутри страны сократились на 12 процентов. Сильно просели такие бренды, как «Мерседес», «Инфинити», «Шкода», «Лексус»,  «УАЗ» и ходовая «ЛАДА». С начала года в Казахстане продали всего 25 с половиной тысяч новеньких авто. Эксперты говорят, что, таким образом, отечественный автопром  достиг дна. Соответственно, упало и производство. Если 2 года назад с конвейера выпустили почти 40 тысяч автомобилей, то в 2015-м их количество сократилось до 12-и тысяч, а в текущем году произошло сокращение еще на 60 процентов. Опрошенные нами профильные эксперты  прогнозируют, что и 2017-ый для казахстанского авторынка будет тяжелым. Особенно с учетом низкой покупательской способности  населения и краха нефтяного рынка. Адиль Онербаев изучал тему. 

87 тысяч  авто против 25,5 тысяч. Первое количество дилеры реализовали в прошлом году. Вторая цифра – показатели уже этого года. Период – семь месяцев. Падение продаж – более чем очевидно. Эксперты говорят, что просела реализация практически всех марок машин.

Приведенные нами показатели – данные Союза предприятий автомобильной отрасли: падение до 71%.  Но несмотря на такие цифры, в беседе с нами представители казахстанского авто рынка говорят, что сейчас идет восстановление. Правда, признают:  спрос на новые машины снизился. Поскольку дало о себе знать затяжное экономическое пике. Да и прошлогодний обвал российского рубля мотивировал казахстанцев на скупку автомобилей соседней страны. Куплено  312 тысяч единиц.

Юлия Кронгарт, руководитель департамента маркетинга и pr Аllurgroup:

С этим тоже мы связываем спад. Люди приобрели автомобили и поэтому спрос на новые авто конечно же снизился. Но сейчас идет восстановление. В автобизнесе мы считаем три года – срок гарантии, после чего владелец смотрит на то, чтобы обновлять автомобиль.

А вот независимые эксперты дна рынка еще не видят. В своих прогнозах они пессимистичны. Говорят, отрасль зависит от цен на нефть. А «сказки», когда баррель был дорогим – уже не будет. Соответственно, и покупательская способность сократилась

Эдуард Эдоков, председатель независимого автомобильного союза Казахстана:

Следующий год, если не произойдет резкого подъема цен на нефть, будет еще тяжелее, есть такие предположения. Автопром крайне зависим от материального благосостояния казахстанцев. Поэтому, на мой взгляд, дна рынка еще нет.

С конвейера отечественных автосборочных заводов в этом году было реализовано чуть более 5 тыс. машин. Эта цифра значительно уступает показателям 2013-14 гг. и все же это – не показатель. В «Азиа авто» нам сказали, что рынок дна достиг. В 2017 начнется восстановление. Руководство завода считает, что ждать завершения кризиса – занятие не результативное.

Ерик Сагымбаев, президент АО «Азия авто»:

Рынок изменился, и сегмент потребления спустился в долю бюджетных автомашин, которые на нашей производственной линейке занимают основную долю. Влияют валютные колебания, стоимости энергоресурсов, но, мы считаем, что на сегодня авторынок достиг дна и в 2017 году начнется медленно восстановление.

Вот так выглядят предпочтение и спрос на машины отечественного производства. Первую строчку в рейтинге занимает корейская марка КIА, затем гордость российского автоваза ЛАДА, замыкает тройку лидеров также кореец Hyundai. Менее популярными для казахстанцев оказались ŠKODA и Jac.

1 место автомашины марки КIА
2 место - автомашины марки ЛАДА
3 место - автомашины марки Hyundai
4 место - автомашины марки ŠKODA
5 место китайская автомашина Jac (Джак)

Выгоду от покупки автомобилей  Made in KZ подтверждают и автоблогеры. Диас Валихан регулярно тестирует различные машины и описывает их с точки зрения обычного пользователя. Корейские автомобили выпускаемые внутри страны уверенно могут конкурировать с известными японскими собратьями, считает Валихан.

Диас Валихан, автоблогер:

Потихоньку мышление людей меняется, то есть они начинают покупать новые машины. Спрос на поддержанные корейские машины уже есть. Люди знают, что можно купить и спокойно ездить.

Еще одним немаловажным плюсом покупки автомобилей казахстанской сборки  является освобождение от уплаты за первичную регистрацию и утилизационный сбор.

К примеру, за ввезенную легковушку стоимостью 3 млн. тенге придется доплатить (50 МРП за утильсбор и 50 МРП за регистрацию = 100 МРП – 2 121 00 тг.) 212 000 тенге. Чем выше объем двигателя и возраст купленного авто за пределами страны, тем дороже он обойдется покупателю.

Эксперты же, отмечая позитивный эффект от введения льготного авто кредитования, вместе с тем утверждают, что такая поддержка не в пользу госбюджета. Более того, не исключают, что правительство, после сведения дЕбита с крЕдитом, может прекратить поддерживать местный автопром.

Эдуард Эдоков,  председатель независимого автомобильного союза Казахстана:

Выделено было 26 млрд. тенге. Если посмотреть, сколько наш автопром в качестве налогов заплатил, и сколько они получили в качестве вот этой дотации. А ведь бюджет это же не какие-то абстрактные деньги. Мне кажется, тут не в пользу бюджета получится цифра. Это, конечно, поддержало рынок. Без этой льготки рынок вообще бы мертвым стал. Но, насколько это полезно для экономики.


На этом фоне  автодилеры предлагают потенциальному покупателю новые инструменты. Например, программа «трейд ин», по которой автолюбители могут обменять своего железного коня на новый с доплатой, в зависимости от цены машины из автосалона.

За последние три года цены на автомобили как новые, так и поддержанные, были – волатильны. В ассоциации автобизнеса для стабилизации стоимости намерены увеличить долю казахстанского содержания в производимых машинах. Пока это только планы. Но представители АКАБ уверяют, что в нашей стране достаточно мощностей и специалистов для того, чтобы производить комплектующие для авто. Выполнить свое обещание в ассоциации планируют до 2018 года. Тогда цены на машины отечественного производства, если и не подешевеют, то уж точно не будут зависеть от курса валют.

Адиль Онербаев, Ирина Якунина, Руслан Ли специально для программы «Избранное за неделю»