Уже вторую неделю профильные эксперты рассуждают о возможных сценариях развития ситуации, связанной с Балхашской ТЭС. Приведу немного истории этого проекта. Площадка для возведения находится в 200-х километрах от города Балхаш. В будущем станция должна была покрыть дефицит электроэнергии на юге страны, где проживает более 40% населения. Доля корейского консорциума в проекте 50% плюс 1 акция, а у «Самрук Энерго» 50% минус 1 акция. И вот в начале сентября августа некоторые СМИ сообщили, что корейские партнеры прислали Балхашской ТЭС уведомление о расторжении контракта на строительство. Чуть позже пресс-служба Самрук-Энерго в своем релизе пояснила, что у казахстанской стороны есть 60 дней на принятие решения. Поэтому говорить о приостановке проекта пока нельзя. Но, несмотря на это, аналитики и эксперты высказываются в пользу «заморозки» этого масштабного проекта, который должен был обеспечить юг страны электроэнергией.
Галим Кусаинов, генеральный директор BRB INVEST:
Если Самсунг действительно будет выходить, нам некуда будет деваться, придется выкупать эту долю. Государство должно взять все риски на себя, если они считают, что данный объект стратегически важен и через 20-30 лет мы будем всю эту электроэнергию потреблять, то это должно государство принять на себя. Может лучше данный проект заморозить, свернуть и законсервировать до лучших времен, т.е. когда - либо тенге укрепиться, либо когда у нас действительно будет значительная потребность в энергоресурсах. И тогда уже вернуться к вопросу строительства.
Что касается финансовых рисков, то однозначно спрогнозировать здесь нельзя, поскольку данные по экономической стороне проекта – закрытые. Приходиться оперировать теми, что имеются на просторах интернета. Некоторые эксперты, мнение которых приводит «Капитал», отмечают, что суммарные инвестиции в строительство Балхашской ТЭС должны были составить 4,69 млрд долларов. Из них 30% должен был обеспечить уставной капитал, в котором на «Самрук-Энерго» приходилось 50% минус одна акция, напоминает Сергей Кондратьев на страницах «Капитала». Другой эксперт в интервью нашей программе заявил, что 5 лет назад была потребность в энергии, особенно на юге страны. Но сейчас, по мнению Николая Радостовца, наблюдается профицит, до 2-х миллионов МВт. Другими словами, тепла и света хватает, отечественные станции загружены и к тому же на фоне приостановки балхашского проекта, начали строиться малые ТЭС с участием казахстанских компаний. Радостовец полагает, что иностранные инвесторы требуют госгарантий в надежде застраховать свои риски, чего наше Правительство в нынешних условиях дать не может. Казахстану не нужно больше искать нового инвестора на «Балхашскую ТЭС», - считает спикер.
Николай Радостовец, исполнительный директор ОЮЛ «Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий»:
Правительственная гарантия - это очень опасное дело в нынешних условиях, поскольку по этим гарантиям всегда придется ответить и, прежде всего, бюджету. И в этой ситуации, когда избыток мощностей, ну, просто это экономически нецелесообразно. Поиск инвесторов на эту станцию должен быть приостановлен.
Что касается
мощности Балхашской ТЭС, то это – 3 тысячи МВт, с
возможностью увеличения до 4-х тысяч МВт. Сроки по проекту переносились.
Изначально первую очередь БТЭС планировали сдать не позднее 2018, потом уже
заявили о 2022 годе. Возможно, это тоже несколько нервировало корейских
партнеров. Как бы то ни было, будем ждать решения фонда «Самрук-Казына», в
структуру которого входит «САмрук-Энерго». Будем ли мы выкупать долю иностранного инвестора, будут это заемные
средства или возможно найдут другое решение? Или партнер передумает? Что,
конечно, маловероятно. «Избранное» будет отслеживать судьбу этого проекта.