Сегодня
в Мажилисе Парламента обновлённому Кабмину
пришлось отвечать на большое количество вопросов в ходе презентации проекта трёхлетнего бюджета страны. Размер
минимальной заработной платы депутатов возмутил, а уровень госдолга очень
встревожил. Министры на этом эмоциональном фоне сохраняли завидное спокойствие,
не дав при этом конкретных ответов. Ботагоз Саркулова внимательно изучила
раздаточные материалы, из которых следует, что последующие три года расходы
будут превышать доходы.
Презентация
бюджета, по которому стране предстоит жить ближайшие три года, проходит с
аншлагом. В зале нет свободных мест. Вместе с мажилисменами докладчиков, в
данном случае министров Султанова и Бишимбаева, пришли выслушать представители
политических партий, общественные деятели и экономисты. Все три года бюджет
обещает быть дефицитным, расходы будут превышать доходы, тем не менее, к 2018
году в правительстве предлагают изменить структуру прожиточного минимума,
увеличив долю расходов на непродовольственные товары и услуги. В результате
прожиточный минимум составит чуть более 28 тысяч тенге. Это изменение коснется и базовой пенсионной
выплаты, размер которой составит чуть более 14 тыс тенге. Проект бюджета также
предусматривает увеличение базовой пенсии. По словам главы Минфина к 2018 году она вырастет почти вдвое. А вот
изменений в части минимальной заработной платы ждать не стоит. Несмотря на
негодования парламентариев.
Мухтар
Тиникеев, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Нұр Отан»:
Минимальный
размер заработной платы 24 459 тенге. Что такое 24 тысячи? Я понимаю, когда
минимальный размер пенсии 28 тысяч, но мы помогаем родителям, одинокие старики
меньше едят, чем молодежь, но 24 тысяч куда это годится? И из чего вы исходите,
когда составляете такой минимальный размер заработной платы.
Бахыт
Султанов, Министр финансов РК:
Здесь
мы работу, конечно же, проводим, совместно с соответствующими государственными
органами по администрированию данных расходов. А в части увеличения
дальнейшего, это будет зависеть от бюджета, потому что мы и все свои социальные
выплаты тоже приравняли к показателю прожиточного минимума. И здесь поэтому
надо смотреть и на возможности бюджета.
Что
касается «возможностей» бюджета, то даже
с учетом трансфертов в 2017 году,
судя по данным доклада Куандыка
Бишимбаева, расходы превысят поступления почти на 1,5 трлн тенге, в 2018 году
на 928 млрд, в 2019 году на 994 миллиарда. Брать в долг пороговый уровень
госдолга еще позволяет, вот только депутаты подсчитали, что за последние 4 года
долг страны вырос почти в 8 раз. А его обслуживание обходится нам дороже, чем
образование или медицина.
Аманжан
Жамалов, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Нұр Отан»:
Как
правительство планирует в дальнейшем регулировать вопросы увеличения долга? И
хотелось бы сказать сразу, что будет не корректно, если мне сейчас в ответ
начнут приводить цифры МВФ, я знаю, оценил соотношение правительственного долга
РК к ВВП. Все знают, что в развитых странах такие цифры достигают от 90 до
100%. То есть сейчас могут сказать «ничего страшного». Но это не корректно!
Потому что речь идет о развитых странах!
Куандык
Бишимбаев, Министр Национальной экономики РК:
Сегодня
у нас действительно есть определённый рост. Он связан, в том числе, и с
реализацией ряда программ, падением доходов. Мы привлекаем длинные, мягкие
займы от международных финансовых организаций. Часть этого долга не является
постоянной. Она является краткосрочной. Но ваши опасения нам очень понятны.
Проект
трехлетнего бюджета предусматривает более 110 млрд тенге на проведение
международной выставки «ЭКСПО-2017». Еще почти 34 млрд тенге запланировано на
2018-19 годы. Они, по словам Султанова, будут направлены на «мероприятия по
поствыставочному использованию объектов выставки». Проекту закона предстоит
пройти еще 9 рабочих групп.
Б. САРКУЛОВА