Арнольд Шварценеггер все-таки может посетить Восточный Казахстан. Ранее мы рассказывали о рассекреченных документах первой мировой войны, где описываются будни австрийских военнопленных, строивших дорогу в этом регионе нашей страны. Изучив документы, с которых сняли «гриф секретности», ученые Института истории Вены пришли к выводу, что в строительстве крупных проектов в нашей стране принимал участие и прадед известного «терминатора», экс-губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера. Мы нашли свидетелей тех событий, живущих на Земле больше Века. Их родные знали тех самых австрийских пленных, среди которых был и родственник голливудского актера. Жители Катон-Карагая, где и проходит «австрийская» дорога, написали письмо 69-летней звезде с просьбой приехать в нашу страну. Ирина Якунина прошлась по следам австрийских военнопленных.
Слышали от своих родителей, что говорили военные австрийцы строили эту дорогу.
Старожилы Катон-Карагая рассказывают нам о старой дороге, которая соединяет Катон-Карагай и Маркаколь Восточного Казахстана. В народе её называют «австрийской». Строили дорогу иностранные военнопленные после первой мировойвойны. Теперь эта история может стать сценарием для документального фильма.
Краеведы не исключают, что эту дорогу в Восточном Казахстане мог строить и прадед знаменитого терминатора. По официальным данным, прадед экс- губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера в первую мировую войну попал в плен вместе с 600 тысячами австрийцев. Специалисты из Института истории Вены говорят, что об этом уже известили самого Голливудского артиста и 69-летний Шварценеггер даже обещал приехать в Казахстан и посмотреть на труды своего родственника. Местные историки рассказывают, что Российской Империи такую армию рабочей силы нужно было грамотно использовать. И одним из таких объектов стала стратегическая дорога, ведущая из России через Казахстан в Китай.
Сергей Стариков, краевед:
Прошло более 10 лет, после окончательного присоединения «китайского» Алтая, так называлась часть Южный Алтай, она принадлежала Китаю. После нескольких договоров обменялись территориями. Россия отдали в долине Или свою часть территории, а Китай отдал вот этот Южный Алтай.
Сегодня даже трудно представить, что трассу на высоте более чем 2000 метров над уровнем моря, можно было проложить без взрывчатки и современных технологий.
Дорогу, которую до сих пор называют «австрийской» строили сразу в двух направлениях. У военнопленных из всех подручных средств были тольког лопаты и ломы. Но даже спустя 100 лет эта дорога находится в хорошем состоянии. Специалисты говорят, что на нее не сошел ни один оползень. Более того при строительстве не были нарушены геологические параметры.
Дорогу по горным перевалам и хребтам проектировал тоже военнопленный – австрийский инженер, который когда-то строил подобные сооружения у себя в Альпах. Памятником прочности являются и мосты. Когда-то их было 16. Деревянные, построенные без единого гвоздя...некоторые стоят до сих пор спустя почти ВЕК.
«Мосты австрийцы специально проектировали, посмотрели это чуть ли не типовые проекты».
Бижамал Шагиевой 105 лет. Девчонкой вместе с братом они на быках возили пленным строителям воду. Говорит, «заключенными» их можно было назвать с большой натяжкой. Поначалу они жили в бараках, которые сами и построили, их охранял конвой. Но уже меньше чем через год они свободно передвигались, помогали местным жителям с уборкой урожая, косили сено. Поскольку австрийцам бежать было некуда, вспоминает Бижамал апай. С одной стороны тайга, с другой Китай.
Бижамал Шагиева, жительница ВКО:
Они дорогу строили и днем и вечером, лопатами, кирками, потом специальными деревянными битами утрамбовывали ...ее быстро строили...
Федор Шершнев краевед:
По селу по окрестности они передвигались абсолютно свободно, за 1-1,5 года многие выучили язык и общались свободно, никакого не было контроля за ними, по началу он был, а потом на них рукой махнули, они сами по себе существовали.
Владимир Лазарев правнук австрийского военнопленного. Его прабабушка - сельская учительница. Вышла замуж за пленного. Тогда много было таких семей, рассказывают местные жители. В 1937 году во времена сталинских репрессий многие иностранные пленные были расстреляны.
Владимир Лазарев, житель ВКО:
Тогда время
такое было, Сталин, об этом нельзя было говорить, а сейчас все можно говорить.
И мы гордимся, что у нас в родне были австрийцы.
Сегодня никто не знает, сколько было таких семей. Известно лишь, что в 1918 году после того, как дорога была построена, военнопленных, пожелавших вернутьтся на родину, увезли в Усть-Каменогорск, а оттуда уже через Дальний Восток в Австрию. Но на местном кладбище, которое, кстати, называется «австрийское», есть 30 могил, где похороненны бывшие военнопленные.
Федор Шершнев, краевед:
Примерно там, где я стою, это первый ряд, здесь было 6 могил, а дальше 5 рядов, там могилы были позднее. На крестах прочитать в 70-ые годы было почти невозможно, только отдельные буквы, но готический красивый шрифт. Ни в одном музее региона нет сведений об этом отрезке истории. И Старая Австрийская дорога пока остается сплошной загадкой. Но упоминания о ней заставляют историков возвращаться к неизученным фактам 1917 года вновь и вновь. Так докторанта Института истории Вены Лану Берндл заинтересовала фраза, которую она прочла в желтом путеводителе Германии. О горной дороге в ВКО написано: «Австрийская дорога, дорога не для слабых нервов». Сбор материала привел историка в Восточный Казахстан, где она и сняла фильм под названием «По следам австрийских военнопленных»
Лана Берндл, докторант института истории г.Вена:
Я хочу рассказать о людях, которые строили и жили здесь, ведь никто о них ничего не рассказывает. Даже местные сами интересуются. Когда сидишь в зале, где 250 человек и вы знаете про эту дорогу, то 3 руки. Это интересно. Разве это не наша история».
Вполне возможно, что новые факты, легенды и неразгаданные отрывки истории первой мировой войны привлекут туристов со всего мира в Восточный Казахстан.И смельчаки захотят проехать по старой австрийской дороге. Кстати, местные жители, действительно ждут в гости знаменитого Арнольда Шварцнеггера, который когда-то произнес известную на весь мир фразу «I'LL BE BACK».
Ирина Якунина, Руслан Ли, специально для программы
«Избранное за неделю» из ВКО