Спорт Қазақстан
$444.22 €476.38 ₽4.82
×

11-летняя девочка знает свыше 300-т произведений Абая

AstanaTV
09.10.2016г. в 20:00
3163
11-летняя девочка знает свыше 300-т произведений Абая

Знакомьтесь, Назира Медет из Карагандинской области. Ученица 6-го класса. На вид обычная девочка. Но ее феноменальная память вызывает удивление. 11-летняя школьница из поселка Ростовка знает свыше трехсот произведений Абая и Шакарима. Наизусть помнит поэмы и слова назидания великого казахского мыслителя.  А шестиклассница из Восточного Казахстана Дарья Цой может прочитать в минуту 350 слов, в три раза больше школьной программы. Более того, девочка способна в точности пересказать прочитанную историю. Наши корреспонденты встретились с гениальными детьми из глубинок.

 «Ни радостного возгласа, ни крика, 
Ни яркого пятна средь жухлых трав. 
По-нищенски печально и безлико 
Деревья мерзнут, листья растеряв» .

Это стихотворение Абая Кунанбаева «Осень» одно из любимых  произведений Назиры. Она выучила его несколько лет назад, прочитав всего 2 раза. Необычные способности у ребенка, родители заметили в 4 года, когда та с интересом разглядывала газеты и журналы. Освоить алфавит малышке помогла мама. Ребенок сразу начал читать книги. Причем настольными стали произведения Абая. За последние 3 года школьница выучила 203 стихотворения, 3 поэмы, 20 слов назидания Абая, а также 101 стихотворение Шакарима.  В этом году на 17 республиканских Абайских чтениях Назира Медет заняла первое место.  

Назира Медет,  ученица опорной школы ресурсного центра п.Ростовка:

Я сначала читаю их, вникаю в смысл каждого слова, потом учу. Встаю в 4-5 утра, читаю и учу. В это время хорошо запоминается. Я все это знаю наизусть. В день учу по 2 , а то и по 5 стихов какие мне нравятся. Может даже учитель выбирает, по - разному выходит. Так же мне нравятся произведения Ильяса Есенберлина, Сакена Сейфуллина, Мухтара Шаханова»

Дарья Цой из Усть – Каменогорска -  суперчтец. Школьница читает 2000 слов в минуту. Одну страницу за 6 секунд. Мировой рекорд 59 тысяч слов в минуту. Есть к чему стремиться, признается школьница 

Дарья Цой,  ученица 6 класса:

Все люди сначала видят, потом читают, проговаривают, а потом только понимают. А я вижу и сразу понимаю.  Люди читают 1е, 2е 3е 4е слово, а я смотрю в одну точку и вижу все сразу благодаря периферийному зрению. Потом я быстрее запоминаю тексты, стихи, рассказы.

Вслух Даша читает 300-350 слов в минуту.  Могла бы больше, но быстрее не получается проговаривать. Для сравнения, школьная норма техники чтения для шестиклассников 100-120 слов в минуту. При этом  Дарья не просто читает очень быстро, но и сразу же может пересказать прочитанное.  

Елена Кудрявцева, учитель русского языка и литературы гимназии № 38:

Для этого существуют методики критического мышления, например, выбирать только ключевые слова, составлять план к тексту и по нему пересказывать. Дети выбирают главное. Они видят логическую связь, последовательность и таким образом они пересказывают.

Свои необычные способности Назира Медет с блеском демонстрирует и на сцене. В Ростовской опорной школе создана театральная лаборатория. Дети изучают литературные произведения и пробуют себя в разных ролях.

Гульжан Сураубай,  учитель казахского языка и литературы опорной школы ресурсного центра п.Ростовка:

Мастерскую сценического искусства посещают 50 детей. Есть разные возрастные группы. Назира с нами научилась читать Абая. Мы приучаем детей любить книги, показывает красоту души человека. Наши дети не сидят в интернете много. Театр, искусство они предпочитают телефону и телевизору.

Назира Медет, ученица опорной школы ресурсного центра п.Ростовка:

Я хочу стать актрисой. Сейчас дикцию разрабатываю. Учу казахскую историю, язык, литературу и думаю, что произведения классиков мне в этом помогут.

Впрочем, в ростовской школе, которая стала опорным ресурсным центром для еще 6 ти сельских малокомплектных школ, немало талантов. Здесь работают сразу несколько  развивающих лабораторий для детей: театральная, сельскохозяйственная, историко – краеведческая, боевой славы, а также спортивно – оздоровительная. В парниковом комплексе школьники даже выращивают овощи себе на обед и проводят научные работы.

Алена Сливкина, ученица опорной школы ресурсного центра п.Ростовка:

Я хочу стать инженером – технологом. Это мне по душе, это мое. Вот те две грядки я посадила сама для своего проекта. Буду изучать влияние удобрений на наличие нитратов в овощах.

Нуриген Умирбаев,  директор опорной школы ресурсного центра п.Ростовка:

Мы хотим, чтобы через лаборатории ребенок познавал себя, окружающий мир. Мы живем на селе. И нужно , чтобы дети возвращались на село. Почему бы нам не вырастить второго мичуринца.

В каждом ребенке есть талант. Важно его раскрыть, - говорят педагоги. И найти его большая удача. Ведь как писал Великий Абай  - «Ғылым таппай мақтанба». И дети с присущей им любопытностью познают этот мир через знания, которые направляют их как путеводная звезда  

Марина Иневатова, Ирина Якунина, Махсут Сарабаев , Руслан Ли специально для программы «Избранное за неделю».