Проблема с беспорядочным ввозом в Казахстан иностранных машин возникла в том числе по вине министерства внутренних дел, заявил Касым-Жомарт Токаев. Президент отметил, что криминальные схемы с участием сотрудников полиции бросили тень на правоохранительную систему. Временная легализация - это исправление ошибок. И важно не допустить новых. Глава государства считает, что предметно заняться вопросом госорганам теперь предстоит в тесном партнерстве с профильными специалистами и гражданскими активистами. Что касается легализации, в Казахстане она официально завершилась. Что происходило в спецЦОНах в последний день акции, расскажет Ольга Литвина.
В спеццоне Актобе с утра многолюдно. Вереницы авто растянулись на несколько километров, а люди говорят: занимали очередь ещё с ночи.
БЛИЦ-ОПРОС:
- Я месяц назад подал заявку через еGov. Думал, пусть все пройдут, я в конце пройду. Получилось, что все пришли в этот день. Подумали, наверное, как и я. Простоял в очереди с часу ночи и до сих пор. Вот, думаю, скоро моя очередь подойдёт.
- Легализация проходит хорошо. И чувствуется, что государство уделяет внимание этому. И юридически правильно выверенные шаги делает. Народу помогает с легализацией. Но есть вопросы в плане того, что много документов принимается и обработать документы физически для работников правоохранительных органов и спецЦОНа сложно.
Провести единоразовая легализацию для ввезенных из-за рубежа авто в сентябре минувшего года предложил Касым-Жомарт Токаев. Сегодня, когда тысячи машин выведены в правовое поле, Президент говорит правоохранителям о необходимости мер с бесконтрольным ввозом иностранных авто. Глава государства подчеркнул, проблема возникла из-за необдуманных действий государственных органов. И сейчас главное – не повторить этих ошибок.
Касым-Жомарт ТОКАЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН:
Ситуацию на дорогах усугубил также беспорядочный ввоз в страну иностранных машин, которые ездили без должной регистрации. Их водители грубо, а зачастую безнаказанно, нарушали правила дорожного движения. Чтобы вернуть их в правовое поле, по моему поручению проводится легализация этих автомобилей. Сейчас я заслушал краткие доклады, работа проводится, сделано немало. Но, в принципе, эту работу надо продолжать. Самое главное – не повторять ошибки.
За полгода в Казахстане удалось легализовать почти двести тысяч авто, ввезенных из России, Армении, Кыргызстана и других стран. За месяц за завершения акции к регистрации допустили и так называемые автоконструкторы. Только в Актобе счёт легализованных машин приблизился в двадцати тысячам. «Проблемные» транспортные средства, которые находятся на учете в другом государстве, обещают ставить на казахстанский учёт временно.
Еркин ОТЕГЕН, и.о. НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОЛИЦИИ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ:
На учёт будут ставить на 5 лет. В течение 5 лет имеет право, если снимает с ареста, с учета, на общих основаниях можно будет легализовать.
Впрочем, эксперты уверены: такая временная мера не решит давних проблем. Чтобы избежать массового ввоза иностранных авто, необходимо сделать цены на машины в Казахстане более доступными.
Эдуард ЭДОКОВ, ГЛАВА НЕЗАВИСИМОГО АВТОМОБИЛЬНОГО СОЮЗА КАЗАХСТАНА:
Изначально нужно было дать возможность дать нашим гражданам за разумные деньги, завозить те автомобили, которые они хотят. И в угоду мифическому автопрому, который 15 лет развивается и развиться не может, не городить эти заборы из таможенных пошлин из первичной регистрации. Вот к примеру, стоимость первичной регистрации в Германии составляет 20 евро, у нас 500 тысяч. Почувствуйте разницу. Утильсбор в Германии составляет 200 евро, в Казахстане 2 тысячи долларов.
Что же касается автовладельцев, которые так и не переоформили свои машины, они смогут ездить до окончания действия своих страховых полисов. Но в дальнейшем страховку на иностранные авто в Казахстане получить будет невозможно.