«Шахтёры
погибли по вине работодателя» - к такому заключению пришла правительственная
комиссия, расследовавшая причины ЧП на шахте «Саранская». Изучив конструкции
подвесной дороги, где погибли люди, специалисты убедились, что вагоны были
смонтированы с нарушением всех норм. Но,
решающую роль, по мнению членов комиссии, сыграл человеческий фактор.
Из-за чего не сработали тормоза локомотива и рабочие разбились на месте. Марина
Иневатова следит за этой темой.
Марина
Иневатова, корреспондент:
ЧП
на шахте «Саранская» произошло 10 ноября текущего года. В результате аварии на
монорельсной дороге под землей погибло 4 горняка, еще четверо пострадали. Правительственная
комиссия, которая взялась расследовать причины произошедшего, работала 10 дней.
В итоге пришли к выводу - в смерти рабочих виноват работодатель.
Нурбек
Кунанбаев, председатель комиссии по расследованию причин аварии:
100%
- вина работодателя, 0% - вины рабочих.
Эти люди погибли ни за что.
Подвесные
шахтные локомотивы испытанное средство передвижения горняков под
землей. Они доставляют шахтеров на место работы в лаву на разные
горизонты. Конструкции компании «Феррит»
работают в 8 шахтах региона уже 15 лет. И в этот раз на «Саранской»
смонтировали новые подвесные вагоны. Это прошло с большими нарушениями, -
отметили члены комиссии. Во-первых, был
произведен неверный порядок расположения вагонов и локомотива «Феррит», во-вторых,
подвела некачественная сварка соединений тележек состава, ну и
самое главное: при разгоне локомотива не смогли сработать тормоза.
Машинисты их просто не сняли с предохранителя.
Нурбек
Кунанбаев, председатель комиссии по расследованию причин аварии:
Там
должна быть тяга между ними, должна быть применена тормозная тележка, это
сделали без проверки. Не сняли ее с предохранителя и недостаточно проварили
швы.
Марина
Иневатова, корреспондент:
Рабочая
бригада ремонтников в составе 12 человек должна была опуститься под наклоном 15
градусов на глубину 200 метров. Однако,
когда локомотив стал набирать обороты и поворачивать по лаве, неожиданно оборвалось соединение между
тележками. Три горняка чудом выпали из вагона, остальные не успели, так как
локомотив набрал огромную скорость, несясь вниз в недра земли.
В
комиссии отмечают, что трагедии можно
было избежать. Для этого на всех этапах эксплуатации подвесной дороги за процессом должны были следить специалисты.
Но, как выяснилось, в «Арселор Митттал»
их не хватает. Из 38 рабочих, обсуживающих дорогу, осталось 22. Сокращены механики и инженеры.
Какой именно дефицит рабочих на всех шахтах
в компании ответить не
смогли.
Евгений
Ромащин, директор угольного Департамента АО «Арселор Миттал Темиртау»:
Я
не могу назвать проценты, но мы договорились, что подсчитаем все, проверим
нормативы.
Нехватку
специалистов в АМТ инспекторы по труду фиксируют уже много лет. Сейчас на
угольных шахтах трудится около 14 тысяч человек. Что почти в 2 раза меньше по
сравнению с 1998 годом. Отметим, что в марте этого года инспекторы по труду при
проверке шахт Миттал нашли более полутора тысяч различных нарушений по технике
безопасности.
Ермек
Бейсенов, руководитель отдела инспекции по труду по Карагандинской области:
Нормативная
численность разрабатывается самим собственником, потом только согласовывается с
нами. Это согласно новому трудовому законодательству РК.
Ущерб
от аварии на шахте составил 118 миллионов тенге. Кроме этого промышленный
гигант выплатит компенсацию семьям погибших горняков - это 10 годовых заработных плат. Обещают
также оплатить обучение их детей и купить квартиры. Не останутся без поддержки
и пострадавшие. Трое из них уже выписаны из больницы и идут на поправку.
Еще один человек получает психологическую помощь.
Марина
Иневатова, корреспондент:
Как
предписала комиссия, на всех угольных шахтах Миттал начнется ревизия всех
подвесных конструкций монолитной дороги
компании «Феррит». По факту гибели
людей следователи ДВД области продолжают
досудебную проверку по статье «Нарушение
правил охраны труда», повлекшее смерть людей.
М. ИНЕВАТОВА