Для нашего бизнесмена государственно-частное партнерство ассоциируется с риском, тогда как для иностранного инвестора – это вложение с гарантией. Какие проекты ГЧП все же сдвинулись с мертвой точки? Когда начнется строительство Большой кольцевой дороги в Алматы и неужели после её ввода можно будет забыть о пробках? Почему «частные тюрьмы» в Казахстане стали дороже и к какому году все старые исправительные учреждения заменят на новые? По всей стране обещают построить 25 колоний ЕВРО-стандарта. Об этом мы поговорим с вице-президентом Казахстанского Центра ГЧП Айдосом Кобетовым.
Телеканал Астана - Добрый вечер Айдос Оралханович. Спасибо, что пришли к нам в студию. Государственно-частное партнерство не раз подвергалась критике. На неделе глава Правительства указал на слабую работу по привлечению инвесторов, заявив, что проектов ГЧП при этом очень много. Казахстанский бизнес не хочет вкладываться. Понятно, они рискуют. Вы со своей стороны будете минимизировать их риски?
Айдос Кобетов, вице-президент Казахстанского центра ГЧП:
Количество проектов у нас на сегодняшний день, которые находятся на различных стадиях готовности – 326 проектов. По правде говоря, из этих практически в половине присутствуют зарубежные компании. ГЧП за рубежом оно давно развито. В нашей же стране наши (бизнесмены) немножко с опасением, с осторожностью к этому относятся. В первую очередь мы привыкли вкладывать деньги сегодня и хотим получить выгоду уже завтра. В ГЧП такого нет. Это проекты, которые ориентированы в первую очередь на долгосрочные отношения. Естественно там доходность сразу получить невозможно. Риски распределяются между сторонами – 50% рисков берет на себя государство¸50% берет «частник». Если планируется определенное количество проектов, это н значит, что все выстрелят.
Телеканал Астана - Эксперты считают, что отечественные бизнесмены опасаются очередной девальвации и «слабый» тенге якобы тормозит весь процесс. Вы согласны с этим мнением?
Айдос Кобетов, вице-президент Казахстанского центра ГЧП:
Действительно есть такое мнение. Но в основном исходит от зарубежных инвесторов. То есть они вкладывая иностранные валюты, у нас по законодательству все договора заключаются в тенге, поэтому с осторожностью относятся именно к нашей валюте. Те проекты, которые реализуются у нас на внутреннем рынке, в принципе здесь не должно быть никакого риска. Потому что все материалы, которые уходятся на строительство они выпускаются у нас в Казахстане. Банки финансируют в тенге, здесь как такового риска для наших именно отечественных бизнесменов нет.
Телеканал Астана - Иностранные инвесторы проявляют здоровый интерес к проектам ГЧП. За какой период они будут отбивать свои инвестиции?
Айдос Кобетов, вице-президент Казахстанского центра ГЧП:
Сами контракты у нас могут заключаться от 3 до 30 лет.
Телеканал Астана - Пройдемся по отдельным проектам. Изначально Большую Алматинскую кольцевую автомобильную дорогу должны были строить на китайские деньги. Но сейчас ведутся переговоры с корейским консорциумом. Когда определится подрядчик?
Айдос Кобетов, вице-президент Казахстанского центра ГЧП:
Консорциум, который по итогам конкурса, заявка которой признана лучшей это корейско-турецкие юридические лица. И они находятся на стадии переговоров. Я думаю буквально в ближайшее время договор должен быть заключен. В следующем году должно быть начато строительство. 65км, 6-и полосный. Планируется, что в сутки машин будет проезжать там от 35-и тысяч и выше в сутки. БАКАД сам ориентирован на это, чтобы объездная кольцевая дорога, те автомобили, транзитные в первую очередь, которые будут проезжать, пригородные жители, которые там работают вынуждены ездить по городу, могут в объезд ездить по этой дороге. Естественно, он будет разгружать именно те точки, которые примыкают к кольцевой автомобильной дороге. Введение где-то 2021 год.
Телеканал Астана - Кто будет строить первую «частную» тюрьму в Казахстане?
Айдос Кобетов, вице-президент Казахстанского центра ГЧП:
Первая «частная тюрьма» она
планируется в Шымкенте на 1500 мест. На
сегодняшний день интерес к данному проекту проявляют компаний Германий, такие
как «DORSCH», Франции, такие как «Vinci» и китайские инвесторы планируют
заходить в случае объявления конкурса по данному проекту. По закону об УИС в
тюрьмах обеспечение безопасности и охраны тюрьмы они только государством эта
функция, «частник» же просто строит данный объект, передает ее на баланс
государству, после того как построил и именно в период функционирования данного
объекта отвечает за правильное функционирование здания. То есть принцип ГЧП
такой – кто построил тот и должен отвечать. Это сделано для того, чтобы «частник»
зная, что завтра будет эксплуатировать, чтобы строил качественно. И плюс
«частник» именно в данном именно проекте будет обеспечивать занятость
заключенных и многие из них они хотят заходить именно в консорциуме,
участвовать в котором также будут и местные наши инвесторы. То есть «частнику»
не выгодно привлекать строительную компанию зарубежных, ему выгоднее здесь как
бы нанят частных. Хотим отойти барачного содержания по камерным содержаниям,
люди именно исправлялись, а не подвергались какому либо течению. По их
стоимости оно варьируется начиная примерно от 14-18 млрд и выше. Планируется 25
тюрем построить в целом по Казахстану. В части питания или содержания
заключенных в этой области ничего менять не предполагается.