На этой неделе утвердили гимн эстафеты огня 28-ой Всемирной зимней Универсиады 2017 года. Игры стартуют в Алматы в конце января. Также была выпущена почтовая марка в честь предстоящих спортивных первенств. Ожидается, что этой зимой южную столицу посетят до 30-и тысяч туристов со всего мира. Их количество могло быть и больше, если Казахстан продвигал себя на Западе правильно, считает гендиректор Европейского торгового института Бернд Халлир. Он побывал на днях в Алматы с рабочим визитом. Заодно полюбовался красотами живописных гор. Как бы то ни было, туристов будут удивлять национальным колоритом. По словам ювелиров и кондитеров, с которыми мы беседовали, в последние годы среди иностранцев большой популярностью пользуются изделия с госсимволикой. Но некоторые мастера хендмэйда признаются, что гости из других стран предпочитают и эксклюзивные сувениры ручной работы. Адиль Онербаев о монетизации национального бренда.
Пекарь из Петропавловска придумала оригинальный способ использования госсимвола. Елена Землякова печет пряники с изображением флага Казахстана. Необычным лакомствам удивляются как туристы, так и местные жители. Идея, говорит кондитер, сделала ее бизнес по-настоящему успешным. Для благотворительной ярмарки испекла первые имбирные пряники. Дальше - больше. Сегодня в ее лавке изделия самых разных форм и расцветок. Но больше всего клиентам нравятся пряники с госсимволикой. Их покупают в качестве сувенира. Спрос на сладости возрастает в канун Наурыза и в сезон отпусков.
Елена Землякова, кондитер:
В течение лета было очень много туристов из России и других стран, которые покупали пряники, чтобы увезти с собой. И, естественно, наши покупатели, которые уезжали куда-то, очень много было заказов на пряники с госсимволикой, чтобы показать, что мы из Казахстана.
А вот в Алматы сувенирами с изображением флага или герба туристов уже не удивить. Местные мастера хенд мейд признаются, что иностранцев больше привлекает атрибутика древних традиций и обычаев. Рукодельница Асем Кырыкбаева говорит, что в последнее время зарубежные гости приходят за покупкой той бастаров, ак жолов, ас казанов, и сундуков для приданого. Стоимость таких изделий ручной работы доходит до 400 тысяч тенге. Как правило, на такие подарки туристы не скупятся.
Асем Кыдырбаева, мастер хенд мейд:
Когда ребенок начинает только ходить, они стелют перед ним Акжол. Сейчас у нас фильмов очень много. Иностранцы, видя и зная, приходят и покупают, заказывают.
Но прежде чем ждать потока туристов и роста продаж, необходимо разобраться с правилами внутренней конкуренции, уверены представители ювелирной индустрии. Продавцы дорогих украшений тоже могут привлечь покупателей уникальными изделиями с элементами национального колорита. Но вот серые дилеры буквально уничтожают честную торговлю. Контрабандное золото продается на порядок дешевле, но вот низкое качество такого сплава может нанести серьезный удар репутации настоящих производителей.
Кайсар Жумагалиев, председатель совета лиги ювелиров Казахстана:
Стоит 585 проба, а это может оказаться 300 или вообще сплав. Ну и помимо этого они не платят таможенных сборов, налоги, все расходы заключаются в аренде прилавка. Соответственно, они дешевыми изделиями, покупатель голосует рублем, и они идут у них и покупают. А наши казахстанские производители просто умирают.
Зато шоколад казахстанского производства уже давно высоко ценят за рубежом. Это видео записал известный американский видео блогер Рей Гроссман. Иностранцу пришла большая посылка со сладостями из Казахстана, которую он решил открыть перед своими зрителями.
Грей Гроссман, видеоблогер (США):
Бесподобно! Шоколад из Казахстана просто невероятно вкусный! Я потрясен. В Америке близко такого нет. Жалко, что ваш шоколад не выдержал температуру транспортировки и растаял, думаю после того как мы его заморозим, он будет еще вкуснее.
В следующем году у отечественного шоколада появится еще больше шансов прославиться на весь мир. Известная казахстанская фабрика стала партнером Универсиады 2017 года, когда Казахстан посетят около 30 тысяч туристов со всего мира. Подобные контракты дирекция игр заключила и с другими известными компаниями. Выигрывают от партнерства все, уверяют в дирекции Универсиады. Бренды получают право использовать логотип соревнований. Таким образом, государству удалось сэкономить около 17 млрд. тенге. Возможность заработать появится и у рядовых продавцов сувениров. Во время всемирных зимних игр у каждого спортивного объекта будут установлены шатры с сувенирными лавками.
Дидар Сагадиев, заместитель руководителя дирекции Универсиады 2017:
У каждого предпринимателя есть возможность подключиться, привезти свою продукцию в рамках универсиады. Но необходимо обратить внимание на качество продукции.
Бренды у Казахстана есть, но вот пиар оставляет желать лучшего, - считает глава европейского торгового института Бернд Халлир. По мнению эксперта, Казахстану просто необходимо грамотно рассказывать об этом зарубежному зрителю.
Бернд Халлир, генеральный директор Европейского торгового института:
Ваша ошибка в том, что у Казахстана недостаточно пиара на западе. Вам следует рекламировать красоты и достоинства ваших городов через популярные сайты, ролики на «ютуб», чтобы на западе знали все преимущества и потенциал страны.
Справедливости ради стоит отметить, что государство национальные бренды подвигает. Уже запущено множество роликов на крупных европейских телеканалах. НО, что интересно, в видеохостинге Ютуб есть соцопросы среди граждан других стран на тему, что они знают о Казахстане. Многие называют фамилии Назарбаев, Головкин, Ильин. Главное достоинство нашей страны это – сами казахстанцы. Которые своими достижениями показывают Независимый Казахстан.
Адиль Онербаев, Медет Исапанов, Ольга
Чапурина, Айгерим Кусаинова и Евгений Мутыль, специально для программы
«Избранное за неделю».