Экологи Западно-Казахстанской области бьют тревогу. Обмеление крупнейшей трансграничной реки Урал грозит массовым вымиранием рыбы, серьезным дефицитом воды и, как следствие падежом скота. И предотвратить этот процесс невозможно, говорят специалисты. Почему высыхает Урал и куда все эти годы смотрели чиновники, выясняла Татьяна Рудаметова.
Татьяна РУДАМЕТОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Пока идут громкие разговоры о спасении реки, Урал погибает на глазах. И сегодня можно уже смело говорить об экологической катастрофе. И если сейчас река уже практически потеряна для судоходства, то завтра миллионы людей могут остаться без питьевой воды.
Критическое обмеление реки тревожит уже не только местных жителей. В этом году в Урал поступило рекордно мало воды - 4 млрд. кубометров. И дело не только в засушливом лете и отсутствии паводка, говорят экологи. Все зимовальные ямы, русла, протоки каналов забиты, а значит нет поступления подземных вод.
Махамбет ИХСАНГАЛИ, ЭКОЛОГ-ОБЩЕСТВЕННИК:
Долгие годы, 30 лет мы не ухаживали, не проводили реконструкцию наших водных объектов, поэтому есть старица, в которой есть 46 километров, этот участок канала забит, его планируется очистить, но это очень трудоёмкая работа и требует большого времени.
В минэкологии же главным фактором угасания реки назвали естественный климатический цикл. В ведомстве указали, что еще год назад запланировали с российской стороной совместное исследование.
ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕК МЭГПР РК:
В результате реализации мероприятий Единой дорожной карты будут приняты совместные меры, направленные на улучшение гидрологического режима и экологического состояния реки Жайык.
Но пока в министерских кабинетах раскачиваются, на российском берегу Урала заполнили водные системы на 92%. Многочисленные плотины и водохранилища соседей практически остановили течение Урала, рассказывают в областном управлении природных ресурсов.
Марат МАШЕКЕНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ЗКО:
В этом году они собрали побольше воды, но почему-то не стали считаться с нижестоящими соседними государствами. Даже оренбуржцы страдают. Они с 25 августа с 30 кубов в секунду сократили выброс до 15, и вода доходит до нашей области только за месяц.
Сейчас водохранилища Западного Казахстана заполнены только на 22%. Это грозит массовой гибелью рыбы зимой, говорят специалисты. И падежом скота. Самый острый дефицит воды на юге региона. Уже сейчас там поселки почти обезвожены. Пастбища высыхают, кормить животных нечем. И уже этой зимой 5 районов области могут и вовсе остаться без воды.
Шынбулат ЕРМАГАМБЕТОВ, ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР- ГИДРОТЕХНИК ЗКФ РГП «КАЗВОДХОЗ»:
Одна треть поголовья скота раз-таки в этих районах содержится. То есть заготовка сена, водопой скота не будет организован. В этом году, когда было 358 см. уровня воды во время паводка, и то мы вышли еле-еле к 21 году. А ведь впереди ещё зима есть. Большой вопрос у нас сейчас встал.
И пока учёные и чиновники решают судьбу реки, международная геодезическая организация присвоила Уралу 5-й самый последний уровень загрязнения. Это говорит о том, что река буквально превращается в болото.
Т. Рудаметова