Владельцы
мелких и средних АЗС Южного Казахстана
просят правительство взять под
контроль распределение ГСМ. В противном случае, несколько сотен мелких и
средних автозаправочных станций в регионе могут разориться, - утверждают
бизнесмены. По их словам, бензин самых ходовых марок АИ-80 и АИ-92 АЗС получают
от Минэнерго по приемлемым ценам, но в ограниченных объемах. Пополнять запасы
приходится на свободном рынке, уже по завышенным ценам. Репортаж Бахрамбека
Талибжанова.
Турсын
Алсатов владелец нескольких автозаправочных станций. Предприниматель жалуется
на финансовые потери в 40 миллионов тенге. Говорит, что региональные операторы
в последнее время отпускают ГСМ в
ограниченных объемах. Недостающее Алсатов вынужден покупать на свободном рынке.
Переплачивает.
Турсын
Алсатов, предприниматель:
Сейчас
в нынешнее время через рынок мы получаем вот 137 сейчас я ставлю на заправке
92-ой, а там я покупаю по 130, по 132 тенге. У меня дорога, у меня свет,
энергия, зарплату надо платить. Я и кредит беру для развития дальнейшего, как
мы будем развиваться, если по такой цене буду покупать.
В
такой ситуации оказались еще 480 мелких и средних автозаправочных станций
региона. При этом, по словам предпринимателей, крупные сетевые заправки
трудностей не испытывают. Они якобы получают 47 процентов ГСМ, которые
распределяются через Минэнерго. Остальные 53 процента или около 7 тысяч
тонн бензина - марок АИ-80 и АИ-92 достаются мелким и средним заправкам.
Бизнесменам же в месяц необходимо
порядка 17 тысяч тонн горючего.
Арыстанбек
Жумабек, директор независимых реализаторов ГСМ «Ынтымак» ЮКО:
Нам
не дают. Монополисты не подпускают на
оптовый рынок к нефтепродуктам от производителей, не допускают на оптовый
рынок. Получается, что заправки, принадлежащие субъектам малого среднего
бизнеса зажаты в тиски.
Выйти
из этого положения мелкие и средние АЗС смогут
лишь с помощью государства, считает председатель областной ассоциации
«Жанар-Жагармай» Кайыпбек Камбаров. По
его мнению, правительство должно взять
под контроль распределение ГСМ, ценовую политику, и обеспечить прозрачность
распределения топлива, которое выпускают казахстанские нефтеперабатывающие
заводы.
Кайыпбек
Камбаров, председатель ОЮЛ ассоциация «Жанар-Жагармай» по ЮКО:
Мы
выходим с предложением, чтобы в стране снова ввели госрегулирование. Необходимо
знать, сколько перерабатывается нефти? После ее переработки, какой объем ГСМ
получает наша область? Для нас это пока загадка.
В
региональной Палате предпринимателей выступили в защиту интересов мелких и
средних АЗС и уже готовят обращение в
правительство.
Майя
Исаева, эксперт палаты предпринимателей ЮКО:
Действительно,
эта проблема затрагивает большое количество предпринимателей. И нами решено
направить данное обращение ассоциации «Жанар-Жагармай» в Национальную Палату
предпринимателей «Атамекен», которая в свою очередь направит и поднимет этот
вопрос перед правительством и Министерством энергетики РК.
Бахрамбек
Талибжанов, корреспондент:
По
статистике, за период с 2013 по 2015 годы в области из-за различных трудностей
60 владельцев малых и средних заправок закрыли свой бизнес. В ассоциации
«Жанар-Жагармай» считают, что такая же судьба может постигнуть еще 300 АЗС.
Если это произойдет, могут пострадать не только предприниматели, но и рядовые
автовладельцы, которые вынуждены будут часами простаивать в очередях за
топливом.
Бахрамбек
ТАЛИБЖАНОВ