На этой неделе первую партию внедорожников казахстанского производства отправили в Китай. 120 машин доставят в Поднебесную по железной дороге. В ближайшие 3 месяца в КНР экспортируют еще 800 автомобилей. На заводе «Азия-Авто» говорят, что «соседи» по достоинству оценили качество и цену отечественного транспорта. По плану, до конца текущего года планируется довести объем до 3-х с половиной тысяч единиц. Это большой прорыв, если учесть, что китайский рынок по-прежнему остается одним из самых закрытых. Дело в том, что импорт в этой стране сильно ограничен различными пошлинами и пересекая границу, автомобиль в разы вырастает в цене. НИВА под маркой «Made in KZ» в Китае стоит на 4 тысячи долларов дороже, чем в Казахстане. Такую популярность специалисты объясняют тем, что в КНР практически нет дешевых малогабаритных внедорожников.
Андрей Толстиков, вице-президент по
развитию производства АО «АЗИЯ АВТО»:
Автомобили прошли все необходимые этапы
сертификации в Китае. Мы неоднократно встречались с нашими партнерами. А также
автомобиль зарекомендовал себя как икона, он получил значительные доработки в
последнее время. Современный бампер, система АБС, доп. безопасность.
Все это позволило выйти на рынок Китая. Рынок КНР стоит расценивать, не как
одной страны. Это можно расценивать как целый континент. Если с Китаем
ситуация более - менее решается, то с партнерами по ЕАЭС дела идут, мягко
говоря, не так, как хотелось бы. На этой неделе парламентарии обратились к премьеру Сагинтаеву с просьбой
пересмотреть спорные решения Высшего евразийского совета. Проблема в том, что
Казахстан теперь не имеет право открывать новые производства по сборке
автомобилей с другими странами, не входящими в ЕАЭС, заявил Кенес Абсатиров.
Депутат считает, что отечественные бизнесмены работают в неравных условиях.
Кенес Абсатиров, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Ак жол»:
Удивляет, каким образом прорабатывали эти документы представители Казахстана, беря на себя обязательства, прямо ущемляющие национальные интересы. К сожалению, такие пробелы часто замалчиваются. Причем на саму Россию этот запрет не распространяется. Значит остальные страны будут вынуждены приобретать современные транспортные средства только у России, причем в монопольном порядке. Эти ограничения закрывают возможности перед Казахстаном для поиска в мире новых технологических решений. С каких пор «Лада» стала считаться технологичнее и инновационнее, чемToyotaиMercedes?
Но, если посмотреть
на статистику, отечественные производители чувствуют себя не так уж и плохо. По
данным «energyprom.kz»,
казахстанский автопром даже побил рекорд. Только за первый месяц производство
наших автомобилей увеличилось почти на 68% по сравнению с прошлым годом. В
январе 2017-го с конвейеров было выпущено 549 легковушек, в 7 раз больше, чем
два года назад. По словам аналитиков, в прошлом году из-за низкого спроса на
внутреннем рынке, производители переориентировались на внешние поставки.
Экспорт вырос в 10 раз – до 14 тысяч машин. А импорт иностранных автомобилей
наоборот снижается. По-прежнему самым продаваемым авто в стране остается ЛАДА
казахстанского производства. Кстати,
после критики депутатов, в Миннацэкономики заявили, что никакой дискриминации
казахстанского машиностроения в ЕАЭС нет.