$487.37 €532.94 ₽5.09
×

Фермеры рассказали чиновникам Минсельхоза, как проходят тендеры в регионах

AstanaTV
07.04.2017г. в 20:30
1783
Фермеры рассказали чиновникам Минсельхоза, как проходят тендеры в регионах

О срыве посевной кампании в Казахстане говорят вновь. В этот раз уже в  Астане. Фермеры сегодня донесли свою позицию до чиновников Минсельхоза. И одна из причин проблемы - отсутствие удешевлённого горючего. Аграрии утверждают, что не могут вовремя получить ГСМ. А до кого топливо всё-таки доходит,  приходится платить почти  по рыночной цене. Моя коллега Надежда Палинка о сегодняшней дискуссии, на которой представители МСХ назвали акиматы «беззубыми». А фермеры со своей стороны проинформировали чиновников о «тонкостях» тендерных процедур.

Казахстанские фермеры говорят, в Минсельхоз пришли, как в последнюю инстанцию. До посевной остаются считанные дни, а многие так и не получили дизтопливо. Весенние работы на грани срыва. Стоимость удешевленного ГСМ в этом году установили в размере 105 тенге за литр. Но до фермеров топливо доходит, почему то  по рыночной цене. В некоторых регионах стоимость литра достигает 126 тенге. Условия диктует поставщик.

Марат Ахмедов, директор ТОО «АГРО СИНТ»:

Я понимаю, что можно заработать, пожалуйста, пусть зарабатывают, но все должно быть корректно. Цена должна быть корректной. Если правительство выделило такие деньги, кто-то же должен за этим смотреть.

У нас Карагандинская компания выиграла тендер по 120 тенге с доставкой по райцентру, нет ее выкинули, сказали, иди отсюда мы решим здесь по-своему. Ну и решили по-своему.

Сергей Ерин, член центрального совета РОО СФК:

Если государство дает удешевленное дизтопливо, значит госорганы должны диктовать эти условия. Ни в коем случае операторы не должны ставить на колени сельхозтоваропроизводителей. Я сам участвовал при выборе оператора, потом начинается, диктовка - возьми того или того, который непонятно где сидит, и что у него за душой и потом фермер сидит и по пол года не получает дизтопливо.

Вице-министр сельского хозяйства пояснил, вопрос выбора поставщика не входит в компетенцию ведомства. Оператора каждая область выбирает самостоятельно. А высокая цена - показатель плохого менеджмента местных акиматов.

Кайрат Айтуганов, вице-министр сельского хозяйства РК:

МСХ собирает объем, отдаем в Минэнерго и совместно согласовываем объемы. А то, что выбирает операторов, это выбирает акимат. Я сам работал зам акима области, знаю, это впервые такое выскочило у нас в Караганде. Идите в акимат и разбирайтесь с замакима, почему он не настоял. Я понимаю, смена акимов была, может, и не до этого было. Да это цена высокая. Правильное возмущение. Надо работать с операторами и снижать цену. Это не наш вопрос.

На критику вице-министра тут же отреагировали в акимате Карагандинской области. По видеосвязи.  И пояснили, определить самостоятельно поставщика дизтоплива, местные власти не смогли.

В Минэнерго определили своего оператора, мы не смогли ничего сделать! Поэтому сейчас определенные операторы работают по 123 тенге. Это очень большая цена. Наши фермеры правильно говорят. Мы, действительно, определили своего оператора, но не приняли они.

А почему по всей республике определились, а именно Караганда выскочила, значит, вы беззубые!!! Работайте с Миниэнерго определяйте, что вы хотите с больной головы на здоровую, это ваши проблемы!

После такого эмоционального обмена мнениями, фермеры пришли к выводу, что все дело в неправильной логистике. И чем больше расстояние, тем выше маржа. К примеру, в Акмолинскую область топливо везут из Атырау.

Сергей Ерин, член Центрального совета РОО СФК:

Зачем мы в Акмолинскую область гоним дизтопливо с Атырау? Где логистика в полтора раза дороже, чем с Павлодара. Это должны были распределить централизованно на правительственном уровне. Акмолинская, Костанайская определить их к Павлодарскому НПЗ. Юг например на Шымкентский НПЗ. Запад - Атырау. А получается, один оператор выиграл ему дали лимит на три завода, и он начинает гнать и выводить непонятные коэффициенты и цифры.

Уже к концу заседания некоторые крестьяне заволновались позицией МСХ, как стороннего наблюдателя. Которое все чаще переадресовывает вопросы местным исполнительным органам.

Валерий Гаевский, КХ «Ақ Шанырақ»:

Мы же собираемся сеять. Зам министра сельского хозяйства отнекивается, почему так себя вести? Это ж самая суть. Потом кому нужно это топливо? Почему МСХ наше - сторонник, наблюдатель, я вот это не пойму.

Эту реплику фермера вице-министр оставил без комментариев. И вновь попросил ответить на вопросы фермера местный акимат.

Я хочу обратиться к замакиму Акмолинской области, пусть ответит на ваш вопрос, что  вы агрессивно настроены. Ответьте на вопрос!

Ну, я хочу извиниться, я считаю, очень некорректное выступление, я его знаю этого человека, я думаю, это некорректное выступление.

Надежда Палинка, корреспондент:

После извинений замакима, некорректных вопросов вице-министру сельского хозяйства фермеры  больше не задавали. Кстати, Кайрат Айтуганов отметил, что крестьяне должны сказать спасибо, МСХ и Минэнерго, что они вообще выделили  дизтопливо.

Н. ПАЛИНКА