Алматинские
автобусы вновь оказались в центре внимания. Буквально накануне в соцсетях
разошлось видео, на котором кондуктор «выкидывает» из салона инвалида. ЧП прокомментировали в автобусном
парке. В администрации компании уверены, все дело в том, что кондукторы не являются штатными сотрудниками,
поэтому к ним невозможно применить меры дисциплинарного характера. В ситуации
разбирался мой коллега, Адиль Онербаев.
Такие
ситуации в автобусах Алматы стали едва ли ни привычным делом. Кондукторы
дерутся, ругаются и моментально становятся звездами социальных сетей. Сами
пассажиры в основном никак не реагируют на потасовки в общественном транспорте.
Такое же равнодушие проявили и свидетели последнего резонансного случая с
грубым отношением предположительно кондуктора алматинского автобуса с
инвалидом.
Сами
кондукторы уверяют - чаще от хамского поведения пассажиров страдают они, вот
только такие факты на камеры мобильников почему-то не снимают. Назира Михибаева
работает в автобусе второй год, следит за своевременной оплатой проезда и
обстановкой в салоне. За недолгий опыт уже научилась успокаивать дебоширов.
Назира
Михибаева, кондуктор:
Пьяные,
когда как бывает. Но стараемся спокойно объяснять. Все равно надо спокойно
работать. Неофициально работаем. Зарплата, когда как - 2000 тг, 2500 - когда
хороший день.
Официально
работа кондукторов в общественном транспорте Алматы незаконна. Негласные
сотрудники не получают зарплату и не
числятся в автопарках. Но без их помощи собрать установленный план невозможно,
уверены водители.
Виктор
Комашко, водитель автобуса:
Тяжеловато,
конечно. Отвлекаешься во время движения. У нас график, а когда начинаешь билеты
выдавать, время идет. Поэтому не успеваешь за своим графиком. Особенно в час
пик, когда много народу.
Запретить
привлекать помощников в автопарках не могут. Да и без кондуктора бюджет
компании теряет ежегодно около 20% - или сотни миллионов тенге. А чтобы
сотрудники несли ответственность, автопарки вновь просят разрешить брать их на
работу официально.
Баурджан
Кулишев, директор ТОО «GREEN BUS COMPANY»:
Для
чего это надо? Чтобы вот этой непонятной ситуации не было, когда непонятные
кондукторы не чувствуют никакой ответственности, будут оскорблять пассажиров,
ругаться и так далее. Если они будут уже в штате, иметь договор, материальная
ответственность в договоре.
Автопарки
обратились в управляющую компанию - «Транспортный холдинг» с просьбой снизить
обязательные платежи с каждой поездки с 5,5 до 0,5 %. Только за прошлый год ТОО
«Green Bus Company» перечислило холдингу 370 млн тенге, за поддержание
бесперебойной работы системы «Онай». Хотя на деле все больше людей оплачивают
проезд наличкой.
Адиль
Онербаев, корреспондент:
Чтобы
искоренить у алматинцев привычку ездить
«зайцем» необходимы как минимум 1500 кондукторов, считают в автопарке. Если эту
меру в акимате не посчитают необходимой, тогда ситуацию могут исправить
дифференцированные тарифы. Двойная оплата наличкой, заставит пассажиров «полюбить»
«Онай».
Адиль ОНЕРБАЕВ