Несмотря на снижение торговли, Казахстан продолжает инвестировать в грузинскую экономику. Но эти средства будут возвращены с плюсом, сказал в интервью «Избранному» посол нашей страны в Грузии Ермухамбет Ертысбаев. Вполне возможно, что через Батумский порт увеличат поставки кашаганской нефти на внешние рынки. По мнению дипломата, Казахстану сейчас нужно предлагать грузинским миллиардерам крупные проекты именно в нефтяной отрасли. Вашему вниманию рубрика «Эксперт».
Карима Куралова, корреспондент:
Ермухамет Кабидинович, спасибо, что приехали в студию
нашего телеканала. И первый вопрос, как говорится, по горячим следам. Вчера
Глава государства на совместной пресс-конференции, прошедшей в рамках
официального визита Президента Грузии, отметил важность транспортных коридоров,
которые проходят через Грузию, обратив внимание на тарифы. Скажите, работа в
этом направлении ведется? Возможно, профильные ведомства двух стран обсуждают
какие-то конкретные параметры?
Ермухамет Ертысбаев, Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Грузии:
В апреле 13 года я приступил к работе, в первую
очередь мы проанализировали, почему товарооборот между РК и Грузией с 2008 по
12 года начал с каждым годом падать. И когда мы провели анализ, то пришли к
выводу, что нужен единый железнодорожный тариф, и, в общем-то, очень близко к
этому подошли. Непросто подошли, подписали важные документы по созданию
транспортного консорциума. + и сразу активировался казахстанский бизнес. +Если
раньше через батумский порт, который кстати на 49 лет в аренду Казахстан взял у
Грузии, шли в основном, нефтепродукты и отчасти зерно, то в этом году
казахстанский экспорт начал доминировать над грузинским.
Карима Куралова, корреспондент:
Президент неоднократно говорил о том, что
привлечением инвесторского капитала должно заниматься и Министерство
иностранных дел через наши посольства за рубежом. За время вашей, уже 4-х
летней работы в качестве посла в Грузии, что удалось сделать в части работы с
инвесторами?
Ермухамет Ертысбаев, Чрезвычайный и Полномочный Посол
РК в Грузии:
Вы понимаете, в чем специфика Грузии. Грузия - это
единственная страна, в экономику которой Казахстан вложил инвестиции и очень
большие инвестиции, кстати. Наш президент на переговорах с президентов Грузии
Георгием Маргелашвили особенно акцентировал внимание на этом факте и президент
очень спокойно, доверительно и в тоже время твердо сказал - мы вложили очень
большие деньги и я надеюсь, что все казахские инвестиции будут возвращаемы, и
мы сможем их возвратить с плюсом, как говорится, иначе зачем инвестировать.
Причем мы инвестировали в очень тяжелые годы для Грузии. Эти казахские наши
деньги очень сильно помогли грузинской экономике. Когда приезжаете в Тбилиси,
допустим, все восхищаются отелем «Рэдиссон» или отель «Рэдиссон» в Батуми,
набережная в Батуми великолепная, она километров 10-12, все восхищаются ею и
другие объекты.
Карима Куралова, корреспондент:
Вы сказали, что грузинским миллиардерам Казахстану нужно
предложить какие-то интересные инвестиционные проекты. А что вы под этим
подразумеваете?
Ермухамет Ертысбаев, Чрезвычайный и Полномочный Посол
РК в Грузии:
Например, нефть и газ… Понимаете, да? Это не так
просто. Почему, потому что крупнейшие нефтяные компании, начиная с «Шеврона»,
«Аджип» и там я не знаю, «Эни» они уже давно, почти четверть века работают в
западном Казахстане и все те объекты, которые привлекали бы большой интерес
толстосумов, они уже давно распределены, вот о чем я говорю.
Карима Куралова, корреспондент:
Какова перспектива дальнейшего развития порта Батуми,
который управляется нацкомпанией «КазТрансОйл»?
Ермухамет Ертысбаев, Чрезвычайный и Полномочный Посол
РК в Грузии:
Перспективы какие. Порт работает, терминал наш, наши
люди управляют реально. Трудно очень конкурировать, это хороший вопрос, трудно
конкурировать с двумя другими портами в Поте и Кулеви, они находятся недалеко
от Батуми и где активно работают азербайджанцы. Перспективы будут зависеть от
нашего менеджмента, сноровки, изобретательности. От того насколько они смогут
привлечь поток тех же нефтепродуктов. И кстати, наш президент в переговорах
вчера акцентировал внимание на том, что «Кашаган» заработал. Сейчас около 80
миллионов тонн Казахстан прооизводит, будет сто, а может еще больше. Мы
заинтересованы, чтобы усилить товаропоток и не только нефтепродуктов через
батумский порт.