Алматинцев
ждёт жизнь в городе-мечте. Сегодня аким мегаполиса - Бауыржын Байбек в Астане
на площадке СЦК рассказал, что власти рассчитывают увидеть по итогам масштабной
модернизации мегаполиса. Это - цивилизованная торговля вместо базаров, дороги
западного образца, экологический туризм и бесшумный легко-рельсовый
транспорт. Тамара Вааль о сложностях обновления,
и ожидаемых результатах.
«Здесь
будет город-сад». Пожалуй, так вкратце можно обрисовать замысел властей Алматы.
Сегодня аким Бауыржан Байбек рассказал, что планы, рассчитанные на пять лет,
выполнили за год. Поскольку именно южная столица, а это треть экономики страны,
должна стать первым городом, вошедшим в тридцатку лучших. В рамках реновации
мегаполиса разработано 593 проекта, они охватят 170 гектар в квадрате проспекта
Райымбека, Абая, улицы Достык и набережной реки Есентай.
В
этом году была сильная критика о том, что все перекопали. Мы объяснили,
потерпите три месяца, зато будете потом 5-10 лет радоваться этим улицам. Так и
произошло. На старте проекта не все горожане однозначно восприняли эту работу.
Звучала критика в соцсетях, отдельных СМИ, но, как мы говорим, люди всегда
находят равновесие. Как-то приспосабливаются. Все новое - оно всегда мешает.
Чтобы двинуться вперед, нужно же расчистить место и это всегда болезненно.
В
рамках модернизации города построят и легкорельсовый транспорт. Он появится на
месте трамваев. Эту перспективу горожане тоже восприняли болезненно. Но шесть
трамваев, курсировавших по Алматы,
спросом не пользовались. И за один год
совершили 37 ДТП. Поэтому проблемный транспорт решили заменить на безопасный и бесшумный ЛРТ.
Бауыржан
Байбек, аким Алматы:
Западный
трамвай бесшумный, экологичный, удобный, современный - это дорогостоящий
проект, но он пройдет от Саяхата до Алматы Арены. Он будет удобный и красивый. Стоимость
строительства вместе с подвижным составом составит 125-130 миллиардов тенге.
Это самый экономичный проект в мире, если мы его реализуем.
Еще
одна многолетняя проблема - базары. Их тоже постепенно ликвидируют. Продукция
там дороже, говорит Байбек, да и в городе свободными остаются более 20 тысяч
квадратных метров торговых площадей.
Аким заверяет, именно в точках цивилизованной торговли покупателей не
обманут и дадут чек.
Бауыржан
Байбек, аким Алматы:
Вы
знаете, сколько базаров горело? До сих пор люди не могут вернуть деньги, потому
что товар не застрахован, камер нет. Там не безопасно, там работает
криминалитет. Мы знаем об этом, собирают деньги и «крышуют». В торговых центрах
ничего такого нет. Тепло, уютно, безопасно и самое главное, люди, которые там
работают, получают пенсионные отчисления, у них есть страховка. Время
сверхдоходов без налогов ушло. Мы движемся к стандартам ОЭСР и не остановимся.
С
начала года в Алматы снесли более двух с половиной тысяч незаконно построенных
киосков и билбордов. Постепенно избавляются и от заборов. На сегодняшний день
демонтировано более ста километров. За счет этого создана качественная
инфраструктура для пешеходов. Программа модернизации Алматы рассчитана до 2020
года.
Т. ВААЛЬ