Спорт Қазақстан
$446.49 €475.38 ₽4.79
×

Как в Казахстане собираются разгрузить школьников?

AstanaTV
21.01.2018г. в 20:00
2195
Как в Казахстане собираются разгрузить школьников?

В обществе вновь заговорили о загруженности детей, неподъемных портфелях и тяжелых домашних заданиях, которые ставят в тупик даже взрослых. Сами педагоги признают, что чрезмерная учебная нагрузка – одна из главных причин неуспеваемости детей. Обычный день казахстанского ученика давно превысил взрослую норму. 6-7 уроков в школе, 2-3 часа на домашние задания, плюс дополнительные занятия. В итоге на образование наши дети тратят больше 10 часов в сутки. Это на треть больше, чем в развитых странах, отметил в своем послании Нурсултан Назарбаев. Поэтому президент поручил снизить нагрузку для школьников. Некоторые учебные заведения уже применяют новые методы. К примеру, в Алматы дети снимают учебное напряжение на специальных физминутках. А на востоке страны уроки проходят в игровой форме. Катерина Брынюк продолжит.

Нагружать все больше нас стали почему-то,
Нынче в школе первый класс вроде института.
Вот бы сразу взрослым стать – отдохнуть от детства». Спустя почти 40 лет советский хит не теряет актуальности. Педагоги отмечают: за последние полвека нагрузка на школьников возросла втрое. Эффект усилила общая пятидневка, введенная в этом учебном году. В итоге на уроки казахстанские дети тратят больше времени, чем их родители на работу.

БЛИЦ, ДЕТИ:

1. Уроки у нас получается – 40 часов в неделю, плюс каждый день 2 часа на домашние задания

2. После школы – дополнительный английский. И математика. Ну и в общем на учебу я уделяю 10 часов.

3. Готовлю английский язык,  физику – для поступления за границу. Примерно часов 10.  

Усилия не проходят даром. Ученик столичного лицея Торехан Тажибеков на недавней международной олимпиаде доказал, что знает математику лучше всех сверстников в 15 странах Азии и Европы. 

Торехан Тажибеков, ученик 11 класса:

Олимпиадная математика – она несколько иная, но если сравнить, я вполне бы мог конкурировать с вузовскими выпускниками.

Успех в науке только на два процента определяет талант, остальное – упорный труд, считает Майра Курманбаева. Педагог со стажем, воспитавшая не одну сотню олимпиадников говорит, что учиться на отлично теперь популярно. В этом году в городской предметной олимпиаде участвовали более тысячи школьников. На республиканскую только математиков отправили 12 человек. И это несмотря на то, что интеллектуальные соревнования проходят во время каникул.

Майра Курманбаева, руководитель научно-практического центра «Астана дарыны»:

Раньше у нас проводились в не каникулярное время. Хотя дети добровольно сами участвуют, они жертвуют себя. Во время каникул занимаются, приходят, не пропускают. Значит, они хотят узнать свой уровень, показать себя. Для нас это конечно, гордость, хорошо. С другой стороны, я как мама, думаю, он же должен отдыхать.

Министерство образования и науки приказало во всех школах с первого сентября снизить на треть объем домашних заданий. Они не могут превышать 150 минут в день. В своем Послании народу Казахстана  Нурсултан Назарбаев отметил, что нужно ускорить создание собственной передовой системы образования. При этом передовая – не значит сложная.

Учитывая, что нагрузка на учеников у нас самая высокая среди стран СНГ и в среднем более чем на треть выше, чем в странах ОЭСР, нужно ее снизить.

Послание Президента Республики Казахстан


Снижению нагрузки на учащихся рады в средней школе № 8 Петропавловска. Это отличный шанс посвятить себя творчеству, говорят  школьники. Помимо стандартной учебной программы они осваивают дополнительную, эстетическую: танцы, вокал, театр, изобразительное искусство. На творческих уроках тоже ставят оценки. 
  
Анжелика Самосенкина,  ученица 7 класса сш №8 г. Петропавловск:
 

С этого года мы учимся пять дней в неделю. Нам, как учащимся этой школы, это очень нравится.  Так как по субботам мы можем посещать дополнительные занятия, спортивные секции, театра и музеи.  + После написания СОРов и СОЧей, а также в праздничные дни нам не задают домашнее задание.

В Астане, где каждая седьмая школа работает в три смены, проблема разгрузки школ и школьников стоит особенно остро. Для оптимизации домашнего задания в Управлении образования предлагают проводить предметы парами. Ставить подряд, например, две литературы. Часть занятий по истории, географии, физике уже сейчас проводят в музеях и технопарке.

Ануар Жангозин, руководитель Управления образования г. Астана:

Наши педагоги сейчас активно работают с МОНом, обсуждается несколько вариантов учебных планов. В целом, можно сказать, что в рамках обновленного содержания это все очень хорошо компануется, потому что мы говорим, где-то об объединении предметов.

Дети медитируют на уроке:  Делаем глубокий вдох и выдох. Направляем свой внутренний взор глубоко в себя. Мы видим море, бескрайнее, красивое. Ты находишься на берегу, тебе очень хочется купаться.

5 минут медитации в конце каждого урока. В этой частной школе Алматы так помогают детям снять напряжение от сложных задач и упражнений и сконцентрироваться на процессе обучения. Здесь уже год занимаются по обновленной программе, при этом практически исключили домашние задания. В школе ребенок находится 6 часов, из них час выделен на самостоятельную подготовку.

Арайлым Омбаева, заместитель директора школы:

Ребенок может выдержать 6 часов урока по 40 минут и, скажем так, час работы над домашними заданиями. Плюс к этому ребенок должен физически развиваться. На физическое развитие минимум 1 – 1,5 у него должно быть время рассчитано.

Поэтому в учебном заведении делают упор на физическую культуру по специальному методу – кинезиология. Каждый день учеников начинается с зарядки. Директор школы Салтанат Омарова называет это «гимнастикой мозга».

Салтанат Омарова, директор школы «Бакалавриат»:

Простые упражнения - устанавливается эмоционально-ровное состояние и в этот момент дети более активны, эмоциональны, не боятся учителя, не боятся своих неудач и может полностью включиться в учебный процесс.

В начальных классах Усть-Каменогорской гимназии №38 занятия проводят в соревновательной форме. Педагоги говорят, в игре по своей природе малыши лучше и быстрее усваивают знания. Все необычно: расстановка парт, команды и стремление к победе.

Инесса Чернышова, директор гимназии №38 г. Усть-Каменогорск:

Именно в игре, учебной игре ребенок формирует такие понятия как мышление, внимание, творческое воображение. 

Между тем в Минобразовании уже приступили к поиску оптимального варианта расписания и школьного контента. На этой неделе ведомство объявило о намерении еще снизить нагрузку на школьников. Главное, чтобы очередное новшество не привело к обратному эффекту, как это получилось с пятидневкой.

Катерина Брынюк, Ирина Якунина, Анар Нуртазина, Айгерим Кусаинова Баглан Жангозин Специально для Избранного