Антимонопольный
комитет оценивает возможные последствия покупки «Казах-телекомом» 75 процентов
акций сотового оператора «Кселл», - говорится в ответе ведомства на официальный
запрос телеканала «Астана». Ходатайство о совершении экономической концентрации
«Казахтелеком» подал в январе. В течение месяца антимонопольщики должны принять
решение.
В случае запрета, «Казахтелеком» не сможет купить акционерный пакет «Кселл»,
а согласие может быть увязано с выполнением условий по сохранению конкурентной
среды. За последние годы нацоператор увеличил рыночную долю за счёт мобильных
активов «Алтел» и «Теле2». В случае утверждения сделки, нацкомпания может стать
доминантой на рынке мобильной связи, считают в инвестбанке Halyk Finance.
Андрей
Кожокару, аналитик инвестбанка Halyk Finance:
В
случае ее заключения объединенный оператор, предполагая, что «Билайн» сохраняет
долю в 35%, займет около двух третей всего сегмента мобильной связи Казахстана.
Безусловно, конкуренция может снизиться, но оглядываясь в историю в 2003-2005-х
годах, мы помним, что было также два оператора.
В
случае приобретения пакета «Кселл» и сохранения всех брендов, «Казахтелеком» не
будет менять тарифы, полагает Кожакару. Однако, по его словам, их замещение или
ликвидация могут привести к доминированию только нацкомпании и «Билайн». Между тем,
отдельные специалисты отрасли считают, что концентрация телекоммуникационных активов
это необязательно плохо. К примеру, телеком-эксперт Светлана Черненко в
Facebook высказала мнение, что инфраструктурная консолидация обеспечит
объединённой компании эффект масштаба.
Светлана
Черненко, глава представительства Iks-Consulting в Казахстане:
Для
нашего рынка это серьезное испытание - в условиях, когда почти 2/3
пользователей и устройств становятся подконтрольными одной структуре,
конкуренция, мягко говоря, меняет саму свою суть. И многое в этом вопросе будет
зависеть от позиции антимонопольного ведомства… Местный «Билайн» становится
уязвимым, так как в его руках лишь треть казахстанского рынка. Но, с другой
стороны, он является частью глобальной компании с глобальной стратегией, что в
меняющейся рыночной парадигме во многом уравнивает возможности.
Д. СЕРИКОВ